Важные новости

«Деокупация Крыма – катастрофа для Путина». Закончится ли война на границе с РФ?

09.09.2022  /  Категория: Политика  /  Тема: Аналитика

Возможна ли деоккупация Крыма в ближайшее время? Насколько освобождение Крымского полуострова зависит от боевых действий на юге Украины? Как будет реагировать Кремль на возвращение под контроль Украины всех оккупированных территорий?

Эти и другие актуальные вопросы проект Радіо Свобода «Новости Приазовья» поставил политологам и военным экспертам.

Президент Украины Владимир Зеленский в своем видеообращении 30 августа призвал жителей оккупированного Крыма держаться подальше от военных объектов россиян на территории полуострова. «Близкое пребывание у военных баз оккупантов опасно для жизни», – подчеркнул президент. Он также отметил, что «оккупационные объекты и войска на территории Украины будут уничтожаться независимо от того, где Россия их разместит».

Советник главы Офиса президента Украины Михаил Подоляк сообщил, что Украина готовит эвакуационные маршруты из оккупированного Крыма для его жителей на период активной деоккупации полуострова. Это делается для того, чтобы обезопасить жизнь людей, отметил Подоляк.

Зеленский ранее заявлял, что «война закончится именно там, где она началась в 2014 году, освобождением оккупированных территорий Украины, в том числе Донбасса и Крыма, и выходом украинских войск на государственную границу 1991 года».

29 августа оперативная группировка войск «Каховка» сообщила, что 109-й стрелковый полк группировки «ДНР» отошел от занятых позиций в Херсонской области, а «бывшие их поддержкой российские десантники скрылись с поля боя».

В тот же день руководитель пресс-центра Сил охраны и обороны «Юг» Наталья Гуменюк сообщила, что ВСУ начали наступательные действия по многим направлениям на юге Украины. Впоследствии в этот же день Гуменюк добавила, что «новость есть», но нужно «набраться терпения». По ее словам, «любая военная операция нуждается в тишине».

«Политико-военная операция»

Военный аналитик, бывший сотрудник Министерства обороны Сергей Грабский отметил, что деоккупация Крыма – это не просто военная операция, а больше политико-военная.

«Предпосылкой захода украинских войск в Крым будет невозможность России удержать эту территорию. Соответственно, обстреливать она его просто не сможет и атаковать. Это может произойти в условиях, когда внутренние проблемы России сделают невозможными ее действия вне границ этого государства. Тогда однозначно можно сказать, что после деоккупации какие-либо активные боевые действия из-за границ Крыма осуществляться не будут», – заверил Грабский.

По словам эксперта, вхождение украинских войск в Крым может состояться через несколько дней. Впрочем, подготовка к этому процессу может быть продолжительной.

Предпосылкой захода украинских войск в Крым будет невозможность России удержать эту территорию

Сергей Грабский

«Это зависит не только от военного фактора, но и от политического. Собственно, сама деоккупация, сама мера украинских войск будет осуществлена в течение 3-5 дней, максимум недели. Это будет просто продвижение украинских войск в глубь крымской территории и занятие ключевых позиций и направлений. Поэтому, собственно, само время на деоккупацию относительно небольшое, а вот все подготовительные процессы могут занять длительное время», – пояснил аналитик.

Грабский считает, что важным условием освобождения украинских территорий является углубление внутренних противоречий в России.

«Крым чисто географически будет освобожден, а, например, боевые действия еще на Донбассе будут продолжаться. Обстрелы могут продолжаться несмотря на то, что большая часть Украины будет освобождена. Поэтому можно говорить в таком контексте, что после деоккупации Крыма еще некоторое время будут вестись определенные боевые действия, но одной из важных предпосылок выхода Украины на свои границы являются глобальные внутренние противоречия и проблемы именно в РФ, которые делают невозможным привлечение организованных вооруженных групп или подразделений вооруженных сил против Украины», – заметил эксперт.

По словам экс-сотрудника Министерства обороны, жители Крыма должны осознавать, что они находятся в зоне военного конфликта. На это обратил внимание в своем обращении Владимир Зеленский, говорит эксперт.

Деокупация Крыма – это обязанность украинского государства

Сергей Грабский

«Деокупация Крыма – это обязанность украинского государства. И следует понимать, что военно-политические методы деоккупации могут означать применение определенных видов оружия. Надо заметить, что это оружие применимо не только с украинской стороны, но и с российской. Процесс деоккупации – это глобальный процесс, он может растянуться на месяцы, возможно даже на годы», – отметил Грабский.

Аналитик также подчеркнул, что «разрушение моста через Керченский пролив – это чрезвычайно сложная операция», которая требует координации всех видов сил, которые есть в украинской армии.

По словам Грабского, ракетные обстрелы могут повлиять лишь на пропускную способность моста, но не разрушить его.

«Ключом в Крым, для боевых операций вне Крыма, имеется в виду Северная Таврия, является населенный пункт и железнодорожный узел «Джанкой». Нам не нужно разрушать Крымский мост, чтобы остановить движение в эту сторону. Мы можем значительно ослабить противника, взяв под контроль, включая огневой, так называемый треугольник. То есть, два выхода из Крыма по перешейкам и Джанкой, и все», – объяснил эксперт.

«Хуже распада СССР»

Бывший вице-премьер России Альфред Кох, который теперь является оппозиционным к Кремлю политиком и проживает в Германии, в комментарии «Новостям Приазовья» рассказал, что, по его мнению, в случае освобождения Украиной всех оккупированных территорий, линия государственной границы будет совпадать с линией фронта.

По мнению Коха, Россия может потерпеть поражение в войне с Украиной, однако, вероятно, что российский президент Владимир Путин останется у власти.

«Он может потерпеть поражение и продолжать руководить Россией, усилив репрессии против недовольных. Теперь у него рейтинг упадет. А что с того? Он так устроил избирательную кампанию (в России – ред.), что она никак не связана с реальным волеизъявлением. Потому он нарисует для себя хоть какой итог. Даже если у него рейтинг будет нулевым», – заверил экс-вице-премьер.

Крымский историк и политолог Евгения Горюнова считает, что потеря Крыма для Путина может быть еще большей катастрофой, чем распад Советского Союза.

Я бы сказала, что Крым – это «альфа» создания или восстановления Российской империи

Евгения Горюнова

«Я бы сказала, что Крым – это «альфа» создания или восстановления Российской империи, этой пятой Российской империи, о которой очень много рассказывает друг Путина. Я надеюсь, что деоккупация Крыма станет «омегой», то есть завершением этой идеи реинкарнации Российской империи. Крым будет, безусловно, деоккупирован. Поэтому это для Путина будет катастрофа больше, чем он говорит о самой страшной катастрофе 20 века – распаде Советского Союза», – заверила историк.

Горюнова прогнозирует «серьезные» бои между Украиной и Россией за Крым.

Объективные факторы указывают, что Крым Россия не сможет удержать

Евгения Горюнова

«Это последнее, что остается у Путина, и он будет бороться за это. Кроме того, мы понимаем, что в Крыму есть определенное количество людей с очень жесткой пророссийской позицией. Они тоже будут кричать, что нужно защищать. Кстати, в Крыму, безусловно, у российских военных уже определенная недвижимость, и они будут защищать даже собственную недвижимость. Но объективные факторы указывают, что Крым Россия не сможет сдержать. В Крыму будет похоронена Российская империя фактически», – отметила политология.

По мнению Горюновой, западные партнеры Украины уже достигли общей позиции по вопросу деоккупации Крыма именно военным, а не дипломатическим путем.

«Мы видим это и по заявлениям Вашингтона, Берлина и даже Парижа, которые так осторожны. Даже они говорят о том, что Украина должна быть в международно признанных границах 1991 года. А это значит – возвращение Крыма и возвращение военным путем, уже никто не говорит, что это невозможно. Сегодня все понимают, что Путину нужно давать по зубам, чтобы он отстал и больше не мог начинать эту войну», – отметила историк.

«Полуостров – зона опасности»

Российский политический обозреватель, главный редактор «Новой газеты – Европа» Кирилл Мартынов отметил, что Россия до сих пор отрицает возможность нанесения ударов по Крыму украинскими военными. По мнению журналиста, признание того, что оккупированный остров находится в «зоне опасности» – это «большое поражение» для российской армии.

«Подобные вещи ставят под сомнение печально известную силу российского государства, которым так гордится Владимир Путин. Люди начнут задавать вопросы. И военные вопросы в Крыму неизбежно начнут толкать Российскую Федерацию в политический кризис», – считает Мартынов.

Если Украина выйдет на свои границы по состоянию на 1991 год, вполне вероятно, что российские власти будут искать способы ответа на эти действия, включая применение химического терроризма и ядерного оружия, говорит Мартынов.

Что касается крупного ядерного оружия, здесь уже на стол будет положена последняя карта

Кирилл Мартынов

«Я как промежуточный вариант называю некие тактические ядерные заряды. С моей точки зрения использование такого оружия не может остановить войну, с точки зрения Путина, не может дать ему этой победы. Что касается крупного ядерного оружия, здесь уже на стол будет положена последняя карта. И после этого будет, очевидно, какое-то экстренное совещание в НАТО, и они будут обсуждать, не является ли это поводом для ядерной войны в Европе, для активации 5-й статьи для альянса и его коллективной защиты. Есть еще химический терроризм, еще какие-то качества, которые окружение Путина может принимать», – заметил он.

Журналист и военный эксперт Юрий Бутусов считает, что сегодня говорить о деоккупации Крыма пока рано. А единственным путем освобождения территорий является военный. По мнению Бутусова, Россия "не использует все возможные способы эскалации военного конфликта, поскольку понимает последствия, с которыми может столкнуться".

«Ядерное оружие из-за близости с Россией может нанести поражение ей самой во всех направлениях, Европе, всему миру. Поэтому, я думаю, пока об этом говорить нет оснований. Противник не использует много других возможностей эскалации, например ударов по объектам энергосистемы, по многим мостам через Днепр. Из-за того, что они опасаются ответных ударов, поскольку российская инфраструктура тоже очень уязвима», – отметил Бутусов.

Вероятные сценарии

Народный депутат Украины, военнослужащий Роман Костенко отметил, что деоккупация Крыма может продолжаться от нескольких лет до десятилетий. Он рассказал о нескольких возможных сценариях дальнейшего развития событий.

«Несколько экспертов говорят, что могут быть договоренности о возвращении каких-то территорий. Это, например, один путь, когда мы что-нибудь отдадим за то, какие территории нам отдали, тогда это будет десятилетиями. Что мы там разменяемся на Крым. Если мы пойдем по военному пути и сейчас, освобождая Херсон, действительно дойдем быстро и перейдем на ту сторону, то уже будет другое расписание. Даже на переговорах. Другой путь, если они сейчас подтянут резервы, начнут наступать в сторону Николаева и нам придется становиться в оборону», – предположил нардеп.

Но деоккупация Крыма возможна только после освобождения левобережной части Херсонщины, отметил военнослужащий.

«Если мы сейчас, например, освободим Херсон и подойдем в Крым, ну, скажем, это будет очень серьезная операция. По меньшей мере, с левой стороны хотя бы Мелитополь мы должны вернуть. Потому что Мелитополь – ворота, чтобы нашу группировку не закрыли. Сейчас об этом говорить еще рано, но то, что его нужно возвращать, однозначно. Каким путем, определяется уже тогда, когда мы освободим нашу левобережную Херсонщину и подойдем к Крыму», – добавил Костенко.

Депутат считает, что освобождение Крыма от российских военных – это только первый этап возвращения полуострова под контроль Украины.

«Мы должны также понимать, что делаем дальше после освобождения. Какие у нас будут процессы происходить – экономические. Будет ли это Автономная Республика в составе Украины? Будет ли она иметь какой-то другой статус вообще, изменения в Конституции. Также коллаборанты, которые там, пассивные люди, пророссийские люди. Россияне с ними работали уже почти 8 лет и многие поддерживают их. Но есть и, наоборот, многие люди, которые поддерживают нас. Поэтому освобождение территорий – это только первый этап возвращения Крыма в состав Украины», – подчеркнул военнослужащий.

По его мнению, при деоккупации Крыма основная масса пророссийского населения все же покинет полуостров.


Похожие новости


Темы

Cтатьи

11:10 - 17.12.2023
Эксперты рассказали, сможет ли Черноморский флот РФ вернуть господство на море
09:10 - 11.12.2023
В Севастополе пытаются создать новый российский беспилотник
09:14 - 01.12.2023
Крымчане остаются без мобильной связи и спутниковой навигации: кто глушит эти сигналы на полуострове
09:54 - 27.10.2023
Военный призыв в Крыму. Можно ли крымчанам избежать службы в российской армии?
09:06 - 13.10.2023
Недвижимость под ударом: в Крыму снижается стоимость жилья и его аренды
18:30 - 10.10.2023
«Такого не было даже при Сталине». В Крыму преследуют за украинские песни
10:09 - 16.09.2023
«Страшилки» и реальность. Кого в Крыму ждет наказание за коллаборационизм?
18:42 - 21.08.2023
Усилить флот. Какие корабли Россия может перебросить в Черное море
19:31 - 11.08.2023
Сельское хозяйство Крыма при России: без свиноводства, без молокозаводов и без будущего
19:45 - 10.08.2023
Авторитет Черноморского флота под вопросом – политики о роли оперативного объединения в войне
10:08 - 10.08.2023
Чудеса экономики по-российски: виноделие в Севастополе стало убыточным
09:42 - 28.07.2023
Камуфляж кораблей Черноморского флота России: попытка спасти их от украинских дронов?
09:34 - 27.07.2023
Вертолетная угроза исходит из Крыма, свидетельствуют спутниковые снимки
19:20 - 13.07.2023
Крымская «буханка» с электрическим мотором
12:45 - 04.07.2023
Избирательное правосудие в Крыму: чиновникам – условные сроки, проукраинским гражданам – реальные
17:27 - 28.05.2023
Деколонизация топонимии. Эксперты рассказали, каким названиям не место на карте Крыма
14:51 - 19.05.2023
Окопы на пляжах и «замки из песка» курортных проектов в Крыму
10:32 - 11.05.2023
Война и спорт – понятия несовместимые: в Севастополе остановилось строительство спорткомплекса и ледового дворца
20:15 - 03.05.2023
Цель №1: чем Украина может ударить по Керченскому мосту
21:45 - 02.05.2023
Мусорная канитель: за девять лет в Севастополе так и не начали строить мусороперерабатывающий завод
11:07 - 22.04.2023
Не суждено построить: обещанные Севастополю мегапроекты практически заморожены
16:59 - 01.04.2023
«Z-безумие и ура-патриотизм» – активисты о ситуации в крымских школах
10:10 - 30.03.2023
«Как будто мы люди второго сорта». Почему крымчан не всегда пускают в Грузию
09:53 - 22.03.2023
Военные заводы – на продажу. Какие предприятия в Феодосии пускают с молотка
19:47 - 14.03.2023
Миллиарды на долгоиграющие проекты: что российские власти хотят построить в Севастополе
10:19 - 11.03.2023
Пять стадий неправды. Как Путин рассказывал о российском захвате Крыма
10:27 - 03.03.2023
«При очередном сильном землетрясении Ялта сложится как карточный домик» – эксперты о сейсмоустойчивости крымских новостроек
18:02 - 22.02.2023
Как Севастополь остался без новых пассажирских катеров из-за «геополитической ситуации»
11:48 - 22.02.2023
Письма крымчан: Чего добился Путин в Крыму?
11:04 - 17.02.2023
Крым, война и «культурно-историческая» экспансия Кремля на Украину

Другие статьи