Важные новости

Военные заводы – на продажу. Какие предприятия в Феодосии пускают с молотка

22.03.2023  /  Категория: Экономика  /  Тема: Аналитика

Российские власти Крыма выставят на продажу в Феодосии и Орджоникидзе два военных завода, принадлежащих Украине. За девять лет, прошедших после аннексии Россией украинского Крымского полуострова, назначенные Кремлем чиновники так и не смогли наладить работу этих предприятий.

Как сообщает российское агентство «Интерфакс», российский парламент Крыма включил в план приватизации на 2023 год АО «Феодосийский судомеханический завод» (ФСМЗ) и АО «Двуякорная бухта».

В частности, «план приватизации дополнен 100% акций АО «Феодосийский судомеханический завод» номинальной стоимостью 26,1 млн рублей и 100% акций АО «Двуякорная бухта» номинальной стоимостью 102 млн рублей».

Имущество компаний ранее принадлежало Министерству обороны Украины и частному собственнику. В конце февраля 2015 года российские власти Крыма «национализировали» эти предприятия. Позже на базе юрлиц были созданы госпредприятия, однако они так и не возобновили производство. В 2017 году власти Крыма решили акционировать все госпредприятия, подведомственные министерству промышленной политики Крыма.

Сложности судомеханики

Феодосийский судомеханический завод был создан в 1946 году под названием «Феодосийский завод» и первоначально выпускал простейшие грузозахватные приспособления, роликовые ломы, двухколесные тачки. Позже приступил к производству механизмов, выпуская механизмы ленточные транспортеры, трюмные погрузчики якорные цепи. В 1956 году решением Совета министров СССР заводу присвоено наименование «Феодосийский завод подъемно-транспортного оборудования министерства морского флота СССР».

В 1967 году по решению Совета министров СССР завод передается в ведение Главного управления судоремонтных заводов ВМФ СССР. Новыми задачами предприятия стали ремонт и обслуживание специальных высокоскоростных дизельных двигателей типа М500, используемых на высокоскоростных торпедных, ракетных, пограничных катерах. Среди «клиентов» Феодосийского судомеханического были Черноморский флот, Каспийская флотилия, ВМС Болгарии, Румынии, стран Ближнего востока и Африки.

Наряду с судоремонтом на заводе строятся и спускаются на воду несколько проектов артиллерийских щитов, шаланды-мусоросборщики, рейдовые швартовые бочки. Производятся средства борьбы за живучесть, стенды для испытания топливной аппаратуры, систем гидравлики и другая продукция.

После распада СССР и раздела Черноморского флота в 1996 году, ФСМЗ перешел под юрисдикцию Украины и находился в ведении украинского Министерства обороны. Нарушение хозяйственных связей с предприятиями, разбросанными по бывшим республикам СССР, а также отсутствие серьезных заказов привели в скором времени Феодосийский судомеханический завод к почти полной остановке.

В 2008 году ФСМЗ суд объявил банкротом, в 2009-м был составлен план санации госпредприятия, предполагалось продать часть его объектов.

Как сообщала Генпрокуратура Украины, в январе 2010 года на основании плана санации, в нарушение целого ряда законодательных норм был незаконно отчужден целостный имущественный комплекс государственного предприятия Министерства обороны Украины «Феодосийский судомеханический завод». В то время, как полная стоимость комплекса составляла свыше 73 млн грн., стоимость соглашения не превышала и 17 млн грн. Среди имущества, которое пытались передать третьим лицам, были также морские причалы, отчуждение которых законом запрещено в любом случае.

Военный прокурор ВМС Украины в связи с этим предъявил иск о признании недействительным договора купли-продажи и возвращении указанного имущества в государственную собственность. Решением хозяйственного суда АР Крым от 14 декабря 2010 года иск прокурора удовлетворен в полном объеме, а 31 марта 2011 года это решение признал законным и оставил в силе Севастопольский апелляционный хозяйственный суд.

За незаконную продажу завода Генпрокуратура Украины возбудила уголовное дело в отношении и.о. министра обороны Валерия Иващенко. По вынесенному в апреле 2012-го приговору суда, Валерий Иващенко был осужден к пяти годам лишения свободы, бывший управляющий санацией предприятия Сергей Михеев был приговорен к трем годам заключения.

В начале 2012 года Совет министров Автономной республики Крым совместно с руководством Феодосии разработал план мероприятий по возрождению ФСМЗ. Уже весной того же года, по данным пресс-службы Феодосийского горсовета на работу было принято 56 человек. За два месяца удалось запустить два испытательных стенда – 071 и 03. На одном из стендов прошел испытания и обкатку отремонтированный дизельный двигатель М-507, который планировалось установить на противолодочный корабль проекта 1124 «Луцк». За короткий срок новое руководство завода нашло заказы на сумму 2 млн грн.

А вот новым российским руководителям запустить завод в работу так и не удалось. После так называемой «национализации» предприятие было передано в ведение подконтрольного Кремлю министерства промышленной политики Крыма.

Весной 2014 года российские власти Феодосии и руководство российского ОАО «Звезда» заявили о планах провести на заводе восстановительные работы. Российские инвесторы уточнили, что направленность производства ФСМЗ очень привлекательна для них, а оборудование предприятия находится в удовлетворительном состоянии.

По итогам 2016 года оборот ФСМЗ составил 18,7 миллиона рублей, чистая прибыль – 8,5 миллиона рублей. А уже в 2018 году на предприятие посыпались судебные иски с требованием признать банкротом. Совокупный размер 18 судебных требований за 2018 год превысил 7,5 млн руб.

Сумма чистых активов российского госпредприятия составила за 2017-й год отрицательное значение в 1,2 млн рублей, что свидетельствовало о критической финансовой ситуации в компании. Рентабельность продаж в 2017 году также показала отрицательные данные: -65,6%, что ниже средних отраслевых данных на 73,4%. Рентабельность активов также в минусе: -39%, при общей отрицательной по отрасли. Завод задолжал своим контрагентам больше 26,5 млн рублей. В свою очередь, дебиторская задолженность ГУПа (сколько ему должны) составляла всего лишь 1 млн рублей.

Последовавшие за этим попытки спасти ФСМЗ результатов не принесли и подконтрольный России Совет министров Крыма принял решение преобразовать его в акционерное общество для последующей продажи.

Секретный торпедный

В 1911 году на мысе Киик-Атлама (в районе нынешнего Орджоникидзе – авт.) в Двуякорной бухте началось строительство военного завода. Начиная с 1914-го на нем собирали и испытывали торпеды различных классов. Предприятие было основано акционерным обществом «Лесснер и Ко» и назывался завод тогда «Русский Уайтхед».

Созданная пристрелочная станция позже стала базой для испытания первых построенных в Советском союзе электроторпед и торпед с турбинными двигателями, а сама станция вскоре была реорганизована в самостоятельный завод под названием «Гидроприбор».

После второй мировой разрушенный завод был восстановлен и стал полностью секретным. Территория была огорожена колючей проволокой в несколько рядов. Поселок Орджоникидзе стал закрытым.

Секретность завода закончилась с распадом СССР, делать торпеды перестали и предприятие закрылось. В «лихие 90-е» оборудование было частично растащено и распродано.

В 2007 году Кабмин Украины продал 75% акций ОАО «Бухта Двуякорная», в которое был преобразован завод, крымскому ЗАО «Альминский камень». Цена прибрежного участка была невысокой – 17 миллионов гривен за 17 га. Одним из условий стало увеличение дохода за пять лет с трех миллионов гривен до одиннадцати. Но завод так и не заработал на полную мощность, функционировал всего один цех. Планировалось также строительство туристической инфраструктуры, но и до этого дело не дошло.

Российские власти также вынашивали грандиозные планы. «Возможно размещение мощностей военного производства, разведение марикультуры, а также развитие туристического комплекса», – такую перспективу для района Двуякорной бухты обрисовал летом 2015 года глава российской администрации Феодосии Дмитрий Щепетков во время презентации проекта Коктебельского туристического кластера.

В сентябре того же года сообщалось, что предприятие может войти в оборонный комплекс России.

Ничему этому не суждено было сбыться. В 2019 году на разрушенный завод начали водить официальные экскурсии.

Позже российское правительство Крыма приняло решение об акционировании предприятия с целью приватизации для дальнейшей продажи. АО «Двуякорная бухта» было создано в ноябре 2022 года.

Туманные перспективы

Сроки проведения аукционов по продаже АО «Феодосийский судомеханический завод» и АО «Двуякорная бухта» пока не озвучены. Также неизвестны условия, которые продавец в лице российского совмина Крыма выставит покупателям.

До 2022 года данная территория могла бы заинтересовать российских бизнесменов своим туристическо-рекреационным потенциалом – живописная бухта у мыса с уникальным ландшафтом, близость Феодосии с одной стороны и Коктебеля с другой. Но, после начала полномасштабного вторжения армии России в Украину, представители российских деловых кругов заметно охладели к вложению средств в аннексированную украинскую территорию.


Похожие новости


Темы

Cтатьи

09:54 - 27.10.2023
Военный призыв в Крыму. Можно ли крымчанам избежать службы в российской армии?
09:06 - 13.10.2023
Недвижимость под ударом: в Крыму снижается стоимость жилья и его аренды
18:30 - 10.10.2023
«Такого не было даже при Сталине». В Крыму преследуют за украинские песни
10:09 - 16.09.2023
«Страшилки» и реальность. Кого в Крыму ждет наказание за коллаборационизм?
18:42 - 21.08.2023
Усилить флот. Какие корабли Россия может перебросить в Черное море
19:31 - 11.08.2023
Сельское хозяйство Крыма при России: без свиноводства, без молокозаводов и без будущего
19:45 - 10.08.2023
Авторитет Черноморского флота под вопросом – политики о роли оперативного объединения в войне
10:08 - 10.08.2023
Чудеса экономики по-российски: виноделие в Севастополе стало убыточным
09:42 - 28.07.2023
Камуфляж кораблей Черноморского флота России: попытка спасти их от украинских дронов?
09:34 - 27.07.2023
Вертолетная угроза исходит из Крыма, свидетельствуют спутниковые снимки
19:20 - 13.07.2023
Крымская «буханка» с электрическим мотором
12:45 - 04.07.2023
Избирательное правосудие в Крыму: чиновникам – условные сроки, проукраинским гражданам – реальные
17:27 - 28.05.2023
Деколонизация топонимии. Эксперты рассказали, каким названиям не место на карте Крыма
14:51 - 19.05.2023
Окопы на пляжах и «замки из песка» курортных проектов в Крыму
10:32 - 11.05.2023
Война и спорт – понятия несовместимые: в Севастополе остановилось строительство спорткомплекса и ледового дворца
20:15 - 03.05.2023
Цель №1: чем Украина может ударить по Керченскому мосту
21:45 - 02.05.2023
Мусорная канитель: за девять лет в Севастополе так и не начали строить мусороперерабатывающий завод
11:07 - 22.04.2023
Не суждено построить: обещанные Севастополю мегапроекты практически заморожены
16:59 - 01.04.2023
«Z-безумие и ура-патриотизм» – активисты о ситуации в крымских школах
10:10 - 30.03.2023
«Как будто мы люди второго сорта». Почему крымчан не всегда пускают в Грузию
19:47 - 14.03.2023
Миллиарды на долгоиграющие проекты: что российские власти хотят построить в Севастополе
10:19 - 11.03.2023
Пять стадий неправды. Как Путин рассказывал о российском захвате Крыма
10:27 - 03.03.2023
«При очередном сильном землетрясении Ялта сложится как карточный домик» – эксперты о сейсмоустойчивости крымских новостроек
18:02 - 22.02.2023
Как Севастополь остался без новых пассажирских катеров из-за «геополитической ситуации»
11:48 - 22.02.2023
Письма крымчан: Чего добился Путин в Крыму?
11:04 - 17.02.2023
Крым, война и «культурно-историческая» экспансия Кремля на Украину
10:39 - 12.02.2023
Топ-5 изобретений украинских военных в войне против РФ
19:13 - 08.02.2023
Почему не работают футбольные санкции в отношении игроков из Крыма?
18:37 - 02.02.2023
«Скрепные» квесты: как древний Херсонес стал местом культа Александра Невского
10:06 - 28.01.2023
«Условно прифронтовой город». Из Севастополя бегут инвесторы, число долгостроев только растет

Другие статьи