Важные новости

Как Севастополь остался без новых пассажирских катеров из-за «геополитической ситуации»

22.02.2023  /  Категория: Экономика  /  Тема: Аналитика

катер в Артиллерийской бухте Севастополя

Российские власти Севастополя перестали делать лизинговые платежи за постройку и поставку в город новых пассажирских катеров. Сроки поставки сдвинуты на два года и чиновники в этом винят «сложившуюся геополитическую ситуацию». Что пошло не так и при чем тут санкции?

Как следует из публикаций в местных СМИ, Севастополь перестал производить лизинговые платежи, предусмотренные контрактом на поставку новых пассажирских катеров. По условиям договора транспортное предприятие Севастополя с июля 2021 года должно было производить ежемесячные лизинговые платежи размером в несколько десятков миллионов рублей.

Как пишет севастопольский информационный портал Forpost, в департаменте транспорта не уточнили ни дату последнего платежа, ни общий размер уже выплаченной суммы за так и не переданные катера. В ведомстве указали лишь то, что лизинговые платежи в настоящий момент не производятся «ввиду отсутствия поставок предмета лизинга».

«По информации, предоставленной АО «ГТЛК», в связи со сложившейся геополитической ситуацией, введенными в большом количестве санкций в отношении Российской Федерации, планируемое к поставке оборудование для строящихся судов не было отгружено со стороны поставщиков», – говорится в ответе департамента на запрос издания.

Особенности морского города

Севастополь расположен на Гераклейском полуострове и с трех сторон омывается морем. Кроме того, город на Южную и Северную стороны разрезает Севастопольская бухта, вдающаяся в сушу на 7,5 километров.

Например, путь в объезд на автомобильном транспорте из центра Севастополя от площади Нахимова до площади Захарова на Северной стороне составляет почти 30 километров и может занять от 40 минут до часа. А пассажирский катер пересекает двухкилометровую по ширине бухту за 7-8 минут. Катер в Инкерман, делающий также остановки у причалов в нескольких небольших бухтах, доходит до конечной точки маршрута за полчаса. Именно поэтому в Севастополе катера и паромы – такой же общественный транспорт, как автобусы и троллейбусы.

Исходя из этого, после Второй мировой войны в городе начали развивать морской пассажирский транспорт. Первые три катера типа МА вместимостью 150 человек были построены в 1948 году. В 1952-1953 годах были построены три портовых самоходных парома проекта 727 («Паром-1», «Паром-2» и «Металлист»), предназначенные для перевозки пассажиров и автотранспорта на городских линиях Севастополя. Раз в 10-15 лет катера обновлялись на модели более современных проектов, при этом часть старых катеров также продолжали использоваться на маршрутах.

В 1970-е годы стал стабильно увеличиваться пассажиропоток на городских линиях. Потребовались новые, более вместительные и комфортабельные суда. В результате появился новый катер проекта 1430 на 200 пассажиров. Первое судно серии получило название «Александр Грин».

Впоследствии этот проект был улучшен за счет более мощной силовой установки и увеличения вместимости до 250 пассажиров. Строительство новой серии катеров проекта 1438 велось с 1979 по 1983 год на СРЗ в Ильичевске. Севастопольским портом были получены 16 судов этого проекта.

Обещания длиной в 20 лет

Общая протяженность маршрутов пассажирских катеров в городе – 31 километр. Также имеется пять маршрутов в зоны отдыха – 38 км. В 1984 году в Севастополе насчитывалось 37 пассажирских катеров и 3 парома. В 2010 году – уже 16 катеров и 2 парома. В настоящее время из катеров проекта 1438 девять единиц до сих пор в строю и продолжают перевозить пассажиров на линиях «Нахимова – Северная», «Артбухта – Радиогорка», «Нахимова – Голландия (Инкерман)». Новых катеров с 1983 года Севастополь не получал.

Время шло, суда старели, механизмы изнашивались. Севастопольская горгосадминистрация (СГГА) заблаговременно обращалась в Кабинет министров Украины насчет выделения средств для закупки новых катеров. В 2004 году тогдашний председатель СГГА Леонид Жунько, заявлял, что в 2006 году планировалась начать строительство на Севморзаводе новых пассажирских судов для Севастополя.

В 2008 году заместитель председателя СГГА Дмитрий Базив проинформировал, что в соответствии с пунктом 3.1 программы «Транспорт», принятой севастопольским горсоветом в 2006 году, было запланировано строительство двух паромов и пяти катеров. Но, в бюджете на 2007 и 2008 годы средства на эти цели не предусматривались.

В июле 2010 года председатель СГГА Валерий Саратов сообщил: «Чтобы в дальнейшем обеспечить перевозку людей морем, мы уже обратились с письмом к премьер-министру, будем просить и президента Украины помочь осуществить заказ на постройку новых пассажирских катеров на судостроительном предприятии, так как существующие катера были построены в 80-х годах».

Интересно, что за месяц до этого тогдашний премьер-министр Украины Николай Азаров во время рабочей поездки в Севастополь, перед своим визитом в Москву, заявил о необходимости обновления морского пассажирского транспорта в городе. Эта проблема, по его словам, и должна была быть обговорена с тогдашним премьер-министром РФ Владимиром Путиным во время «обсуждения вопроса развития Севастополя».

То есть, Россия публично заявляла о намерениях «помочь Севастополю» в обновлении пассажирских катеров и паромов, но, как показало время, после аннексии украинского полуострова ситуация с морскими пассажирскими перевозками в городе-герое только ухудшалась с каждым годом. При этом российские власти ежегодно обещали, что «следующем году» будут получены новые катера.

Так, в апреле 2015 года, при российском губернаторе Сергее Меняйло, начальник департамента промышленности и сельского хозяйства Галина Корогодина сообщила, что по «Федеральной целевой программе развития Крыма и Севастополя до 2020 года» построят пять катеров для городских пассажирских линий.

В июле 2017 года министр транспорта России Максим Соколов заявлял, что прорабатывается вопрос поставок новых катеров для внутригородских пассажирских перевозок по программе лизинга.

Лизинговый контракт был заключен 30 октября 2019 года с Государственной транспортной лизинговой компанией (ГТЛК ) по программе некоммерческого лизинга общественного транспорта. Сообщалось, что приобретаемые пять катеров будут двухвинтовыми, с двухъярусной надстройкой, длиной 30 м и шириной до 7,2 м. Скорость хода – не менее 10 узлов.

Однако дальше все пошло наперекосяк.

Санкции плюс война, плюс новые санкции

По условиям договора, первый пассажирский катер ГТЛК должна была доставить в Севастополь «не позднее 30 июня 2021 года», последний – не позднее 30 июня 2022-го. То есть, уже с середины прошлого лета по Севастопольской бухте должны были курсировать пять новых судов. Строительство катеров выполняет петербургское Центральное конструкторское бюро «Нептун».

Но не были поставлены ни три «довоенных», по срокам, катера, ни два, которые город должен был получить уже после начала полномасштабного военного вторжения России в Украину.

В сентябре прошлого года российское правительство Севастополя продлило сроки поставки катеров городу. «Необходимость продления обусловлена отказом иностранных поставщиков от поставки оборудования заводу ЦКБ «Нептун» для строительства катеров. Это связано с импортозамещением и пересмотром перечня оборудования», – цитировал «Коммерсантъ» директора департамента транспорта и дорожно-транспортной инфраструктуры Павла Иено.

По словам российского главы города Михаила Развожаева, контракт решили не расторгать, поскольку Севастополю нужны пассажирские катера. Павел Иено сообщил, что сейчас готовы корпуса пяти катеров, а два судна «находятся в высокой степени готовности».

Стоит отметить, что по заверениям властей, при закупке новых катеров были предусмотрены санкционные риски. По условиям контракта, если при постройке будет использовано импортное оборудование, то запчасти должны поставляться без санкционных ограничений. Но на практике это не сработало.

Санкции в отношении РФ действуют и постоянно вводятся новые, более жесткие. И, хотя российские власти города обещают два катера к лету 2023 года, а остальные в 2024-м, не исключено, что они не будут достроены никогда. При этом старые сорокалетние катера сейчас проходят дорогостоящий ремонт.


Похожие новости


Темы

Cтатьи

09:54 - 27.10.2023
Военный призыв в Крыму. Можно ли крымчанам избежать службы в российской армии?
09:06 - 13.10.2023
Недвижимость под ударом: в Крыму снижается стоимость жилья и его аренды
18:30 - 10.10.2023
«Такого не было даже при Сталине». В Крыму преследуют за украинские песни
10:09 - 16.09.2023
«Страшилки» и реальность. Кого в Крыму ждет наказание за коллаборационизм?
18:42 - 21.08.2023
Усилить флот. Какие корабли Россия может перебросить в Черное море
19:31 - 11.08.2023
Сельское хозяйство Крыма при России: без свиноводства, без молокозаводов и без будущего
19:45 - 10.08.2023
Авторитет Черноморского флота под вопросом – политики о роли оперативного объединения в войне
10:08 - 10.08.2023
Чудеса экономики по-российски: виноделие в Севастополе стало убыточным
09:42 - 28.07.2023
Камуфляж кораблей Черноморского флота России: попытка спасти их от украинских дронов?
09:34 - 27.07.2023
Вертолетная угроза исходит из Крыма, свидетельствуют спутниковые снимки
19:20 - 13.07.2023
Крымская «буханка» с электрическим мотором
12:45 - 04.07.2023
Избирательное правосудие в Крыму: чиновникам – условные сроки, проукраинским гражданам – реальные
17:27 - 28.05.2023
Деколонизация топонимии. Эксперты рассказали, каким названиям не место на карте Крыма
14:51 - 19.05.2023
Окопы на пляжах и «замки из песка» курортных проектов в Крыму
10:32 - 11.05.2023
Война и спорт – понятия несовместимые: в Севастополе остановилось строительство спорткомплекса и ледового дворца
20:15 - 03.05.2023
Цель №1: чем Украина может ударить по Керченскому мосту
21:45 - 02.05.2023
Мусорная канитель: за девять лет в Севастополе так и не начали строить мусороперерабатывающий завод
11:07 - 22.04.2023
Не суждено построить: обещанные Севастополю мегапроекты практически заморожены
16:59 - 01.04.2023
«Z-безумие и ура-патриотизм» – активисты о ситуации в крымских школах
10:10 - 30.03.2023
«Как будто мы люди второго сорта». Почему крымчан не всегда пускают в Грузию
09:53 - 22.03.2023
Военные заводы – на продажу. Какие предприятия в Феодосии пускают с молотка
19:47 - 14.03.2023
Миллиарды на долгоиграющие проекты: что российские власти хотят построить в Севастополе
10:19 - 11.03.2023
Пять стадий неправды. Как Путин рассказывал о российском захвате Крыма
10:27 - 03.03.2023
«При очередном сильном землетрясении Ялта сложится как карточный домик» – эксперты о сейсмоустойчивости крымских новостроек
11:48 - 22.02.2023
Письма крымчан: Чего добился Путин в Крыму?
11:04 - 17.02.2023
Крым, война и «культурно-историческая» экспансия Кремля на Украину
10:39 - 12.02.2023
Топ-5 изобретений украинских военных в войне против РФ
19:13 - 08.02.2023
Почему не работают футбольные санкции в отношении игроков из Крыма?
18:37 - 02.02.2023
«Скрепные» квесты: как древний Херсонес стал местом культа Александра Невского
10:06 - 28.01.2023
«Условно прифронтовой город». Из Севастополя бегут инвесторы, число долгостроев только растет

Другие статьи