Важные новости

«Как не стать экстремистом в России»: пособие для блогеров и журналистов

15.03.2020  /  Категория: Общество

Ломоносовский районный суд Архангельска оштрафовал на 10 тысяч рублей журналиста регионального издания "29.ru" Ярослава Вареника. Его судили по статье об экстремизме (ст. 20.3.1 КоАП) – за то, что он написал и опубликовал новость о местном жителе, оштрафованном по этой же статье. В интервью Радио Свобода Вареник сказал, что с решением суда не согласен и будет его оспаривать вплоть до ЕСПЧ.

цензура в интернете

Согласно данным доклада правозащитной группы "Агора" и общественной организации "Роскомсвобода", в 2019 году в России зафиксирован 438 981 случай вмешательства в свободу интернета. В 2018 году таких случаев было более 662 тысяч. Большинство вмешательств в 2019 году было связано с блокировками информации – 434 275 случаев, говорится в документе.

По данным организации "Репортеры без границ", в апреле 2019 года Россия находилась на 149-м месте в ежегодном рейтинге свободы прессы – в основном из-за попыток власти ограничить свободу интернета. Рейтинг замыкали Эритрея (178-е место), Северная Корея (179-е место) и Туркменистан (180-е место). В отчете правозащитников отмечалось, что "Кремль продолжает усиливать свой контроль за Сетью. Интернет стал основным источником информации для молодежи, на которую все меньше и меньше действует телевизионная пропаганда".

Дело против журналиста архангельского издания "29.ru" Ярослава Вареника инициировали в октябре прошлого года. Сотрудники ФСБ проводили обыск в его квартире, счета журналиста были заблокированы. Также против него возбуждали дело по статье о нарушении законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях из-за репоста клипа Yektenia1 блэк-метал-группы Batushka. Однако 27 декабря дело прекратили.

В интервью Радио Свобода Ярослав Вареник рассказал, что собирается обжаловать присужденный ему штраф, потому что никаких законов он не нарушал, а просто осуществлял свою профессиональную деятельность:

Ко мне пришли с обыском сотрудники ФСБ, отняли у меня телефон, жесткий диск, блокнот, потом арестовали счета

– Мои интересы представляет правозащитная организация "Агора". Мы будем оспаривать мой штраф в областном суде, шансы на это есть. Если не получится, пойдем в ЕСПЧ. С этим штрафом по статье за экстремизм я не согласен, я считаю, что осуществлял свою журналистскую деятельность. В октябре 2019 года я написал новость об Арсении Куроптеве, которого оштрафовали за экстремизм, потому что он опубликовал пост во "ВКонтакте" про одного знакового узбека и про возможный конфликт русских с мусульманами. Я про него написал и процитировал несколько предложений из его текста, которые показались мне наиболее безобидными. И на меня за цитирование тоже завели дело об экстремизме. Сначала ко мне пришли с обыском сотрудники ФСБ, отняли у меня телефон, жесткий диск, блокнот, два листка бумаги, потом у меня арестовали счета, затем мне стало известно, что на меня завели административное дело об оскорблении религиозных символов – за то, что я в 2016 году добавил себе на страницу "ВКонтакте" клип блэк-метал-группы Batushka. Дело потом прекратили. Для меня эта ситуация не является нормой, и могу сказать за себя, что буду теперь более внимательно подходить к освещению подобных тем. Но вообще ужасно, что людей наказывают за преступления без жертв, за слова, за действия, в которых нет никаких пострадавших, – как нашу коллегу Светлану Прокопьеву. Я думаю, что в ближайшее время никаких изменений в лучшую сторону не будет – ситуация будет становиться только хуже, – полагает архангельский журналист Ярослав Вареник.

Ситуация со свободой слова в России тревожит экспертов. 2 марта в Калининграде по иску Роскомнадзора центральный районный суд закрыл газету "Новые колеса Еженедельник". Основание – газета не выходила более года с момента регистрации. Суд не принял в расчет, что все это время счета издания были заморожены, техника изъята, а главный редактор и учредитель Игорь Рудников находился в СИЗО.

Материал, из-за которого Рудникова арестовали, вышел летом 2017 года. В статье "Райская жизнь генерала Леденева" рассказывалось о незадекларированной элитной недвижимости главы регионального Следственного комитета. 1 ноября 2017 года Рудников был задержан по обвинению в вымогательстве взятки у Леденёва. В общей сложности Рудников провел в СИЗО 592 дня. За это время в его поддержку прошли десятки пикетов. Освободить Рудникова призывал нью-йоркский Комитет по защите журналистов, правозащитный центр "Мемориал" назвал его политзаключённым. Рудникова наградили орденом А. Д. Сахарова "За журналистику как поступок".

13 марта было объявлено о завершении расследования уголовного дела об оправдании терроризма против псковской журналистки, сотрудника Радио Свобода Светланы Прокопьевой. Она поделилась в эфире "Эха Москвы в Пскове" размышлениями о теракте в здании Архангельского областного управления ФСБ, где в октябре 2018 года устроил взрыв 17-летний Михаил Жлобицкий.

Оба дела ведут юристы Центра защиты прав СМИ. Руководитель информационной службы Центра Роман Жолудь рассказал Радио Свобода, что для более эффективной помощи всем журналистам и блогерам сотрудники центра разрабатывают новое мобильное приложение "Правовой справочник пользователя интернета". В нем конкретные юридические рекомендации – как не нарушить законы об экстремизме и оскорблении власти и избежать преследования за свои публикации:

Сейчас очень часто появляются проблемы у обычных людей-блогеров, которые освещают какие-то интересные вопросы

– В последние годы появилось очень много исков, связанных с претензиями Роскомнадзора не только к журналистам, но и к блогерам, то есть к людям, которые просто что-то пишут в интернете, публикуют какие-то фотографии, видео, освещают социально значимые темы. Это связано с тем, что у нас за последние 10 лет появилось очень много новых законов, которые регулируют деятельность людей в интернете. Если раньше Роскомнадзор реагировал только на журналистскую деятельность, то сейчас очень часто появляются проблемы у обычных людей – блогеров, которые освещают какие-то интересные вопросы. Все наши консультации и поддержка в судебных процессах, которые связаны с защитой свободы слова, практически всегда бесплатны – это наша основная правозащитная деятельность.

Много ли журналистов к вам уже обращались? И насколько успешно вам удается им помогать?

– Мы ведем подробную статистику, она есть у нас на сайте. В последние годы мы работаем напряженно – у нас где-то 3–4 тысячи консультаций в год для журналистов, наши юристы ведут около 100 дел, и у них практически не бывает периодов, когда к ним никто не обращается. Важно отметить, что мы в основном работаем с регионами, потому что ситуация с юридической защитой в регионах достаточно сложная. У крупных федеральных изданий и медиахолдингов есть свой штат юристов, которые на них работают, решают какие-то задачи, а вот у региональных СМИ, особенно небольших, начиная от районных газет и заканчивая городскими маленькими интернет-порталами, зачастую нет возможности просто задать юридический вопрос. И поэтому они обращаются к нашим юристам. Наши юристы вычитывают материалы перед публикацией, ведут так называемую проверку на правовую безопасность. Они указывают журналистам на потенциально опасные с правовой точки зрения места в их публикациях, и на это уходит очень много времени. Ну и конечно, работа в судах, которую наши юристы тоже постоянно ведут по всей стране. Конечно, не всегда наши юристы могут лично присутствовать на судебных процессах, но если такой возможности нет, то они консультируют редакции удаленно.

Кому будет полезен ваш новый проект – "Правовой справочник пользователя интернета?"

– У нас уже есть одно мобильное приложение, мы несколько лет назад сделали "Правовой справочник для журналиста", и практика показала, что он достаточно востребованный. То есть людям удобно им пользоваться, они скачивают это приложение, устанавливают себе. Но мы в последние годы столкнулись как раз с тем, что нашей поддержки ищут не только профессиональные журналисты, не только редакции СМИ, но и люди, которых мы условно называем блогерами. Это обычные люди, которые что-то публикуют в интернете. Сейчас очень много случаев, когда именно они попадают в суды, получают штрафы от Роскомнадзора, которых привлекает прокуратура. И мы поняли, что обычному пользователю интернета такой справочник тоже нужен. Мы объявили о начале краудфандинговой кампании, поддержать которую может любой желающий.

Чем конкретно будет полезен справочник?

Информационное законодательство и медиаправо в нашей стране очень запутанное

– Информационное законодательство и медиаправо в нашей стране очень запутанное. В нем иногда тяжело разобраться даже профессионалам, а уж человеку, у которого нет никакого специального образования, который не умеет работать с юридической информацией, разобраться с этим очень тяжело. Мы начали готовить правовые рекомендации для всех: как обезопасить себя, работая в интернете, что можно публиковать, что нельзя публиковать, в каких случаях можно нарваться на конфликт с законом и так далее. И вот мы как раз пришли к мысли, что все эти рекомендации нужно грамотно, красиво и технически правильно упаковать. Мобильное приложение станет именно таким продуктом. Оно поможет людям ориентироваться в этой сфере и быстро находить ответы на самые сложные вопросы, – уверен руководитель информационной службы Центра защиты прав СМИ Роман Жолудь.

Правозащитная группа "Агора" и общественная организация "Роскомсвобода" опубликовали доклад о свободе интернета в России в 2019 году. Авторы отчёта отметили, что за последний год возросло количество блокировок информации, усилилось давление на IT-бизнес и сократилось количество уголовных дел, связанных с активностью в интернете. По мнению авторов доклада, в руководстве страны "определились с основным вектором политики в отношении российского сегмента интернета – контроль, цензура и изоляция". В "Агоре" и "Роскомсвободе" считают, что конечной целью будет переход на китайско-северокорейскую модель интернета. Для этого в 2019 году были приняты соответствующие законы. Речь идёт о законе о "суверенном интернете" и подготовке инфраструктуры для изоляции Рунета от мировой сети.

Авторы отмечают, что в 2019 году ситуация со свободой интернета значительно ухудшилась в Архангельской, Волгоградской, Калининградской, Курганской, Ленинградской, Мурманской, Новосибирской, Ростовской, Самарской, Саратовской, Тамбовской областях, а также Башкортостане, Ингушетии, Карелии, Мордовии, Северной Осетии и Удмуртии. В этих регионах были зафиксированы нападения на журналистов или блогеров, а также приговоры с реальными сроками лишения свободы за публикации в интернете.

Любовь Чижова

Радио Свобода

Предыдущая новость:

Как бюрократы губят историю Севастополя


Похожие новости


Темы

Cтатьи

09:54 - 27.10.2023
Военный призыв в Крыму. Можно ли крымчанам избежать службы в российской армии?
09:06 - 13.10.2023
Недвижимость под ударом: в Крыму снижается стоимость жилья и его аренды
18:30 - 10.10.2023
«Такого не было даже при Сталине». В Крыму преследуют за украинские песни
10:09 - 16.09.2023
«Страшилки» и реальность. Кого в Крыму ждет наказание за коллаборационизм?
18:42 - 21.08.2023
Усилить флот. Какие корабли Россия может перебросить в Черное море
19:31 - 11.08.2023
Сельское хозяйство Крыма при России: без свиноводства, без молокозаводов и без будущего
19:45 - 10.08.2023
Авторитет Черноморского флота под вопросом – политики о роли оперативного объединения в войне
10:08 - 10.08.2023
Чудеса экономики по-российски: виноделие в Севастополе стало убыточным
09:42 - 28.07.2023
Камуфляж кораблей Черноморского флота России: попытка спасти их от украинских дронов?
09:34 - 27.07.2023
Вертолетная угроза исходит из Крыма, свидетельствуют спутниковые снимки
19:20 - 13.07.2023
Крымская «буханка» с электрическим мотором
12:45 - 04.07.2023
Избирательное правосудие в Крыму: чиновникам – условные сроки, проукраинским гражданам – реальные
17:27 - 28.05.2023
Деколонизация топонимии. Эксперты рассказали, каким названиям не место на карте Крыма
14:51 - 19.05.2023
Окопы на пляжах и «замки из песка» курортных проектов в Крыму
10:32 - 11.05.2023
Война и спорт – понятия несовместимые: в Севастополе остановилось строительство спорткомплекса и ледового дворца
20:15 - 03.05.2023
Цель №1: чем Украина может ударить по Керченскому мосту
21:45 - 02.05.2023
Мусорная канитель: за девять лет в Севастополе так и не начали строить мусороперерабатывающий завод
11:07 - 22.04.2023
Не суждено построить: обещанные Севастополю мегапроекты практически заморожены
16:59 - 01.04.2023
«Z-безумие и ура-патриотизм» – активисты о ситуации в крымских школах
10:10 - 30.03.2023
«Как будто мы люди второго сорта». Почему крымчан не всегда пускают в Грузию
09:53 - 22.03.2023
Военные заводы – на продажу. Какие предприятия в Феодосии пускают с молотка
19:47 - 14.03.2023
Миллиарды на долгоиграющие проекты: что российские власти хотят построить в Севастополе
10:19 - 11.03.2023
Пять стадий неправды. Как Путин рассказывал о российском захвате Крыма
10:27 - 03.03.2023
«При очередном сильном землетрясении Ялта сложится как карточный домик» – эксперты о сейсмоустойчивости крымских новостроек
18:02 - 22.02.2023
Как Севастополь остался без новых пассажирских катеров из-за «геополитической ситуации»
11:48 - 22.02.2023
Письма крымчан: Чего добился Путин в Крыму?
11:04 - 17.02.2023
Крым, война и «культурно-историческая» экспансия Кремля на Украину
10:39 - 12.02.2023
Топ-5 изобретений украинских военных в войне против РФ
19:13 - 08.02.2023
Почему не работают футбольные санкции в отношении игроков из Крыма?
18:37 - 02.02.2023
«Скрепные» квесты: как древний Херсонес стал местом культа Александра Невского

Другие статьи