Важные новости

«Короли госзаказа»: как наживаются близкие к властям России бизнесмены

03.03.2019  /  Категория: Экономика  /  Тема: Аналитика

В четверг Центр антикоррупционных исследований "Transparency International Россия" опубликовал результаты исследования, из которого следует: более четверти всех госзаказов, в которых по закону президент или правительство России могут назначить поставщика без конкурса, достаются компаниям, связанным с высокопоставленными российскими чиновниками.

Медведев и Путин, Дмитрий Медведев и Владимир Путин

В этом "приближенном кругу" – все те же "короли госзаказа", о которых последние годы пишут российские СМИ, например, Аркадий Ротенберг. Кроме него в докладе "Transparency International Россия" упоминаются глава компании "Боско" Михаил Куснирович, владелец "Крокуса" Арас Агаларов и другие бизнесмены, чья близость к властным кругам уже давно не является секретом.

Как говорится в исследовании, компании, получающие заказы по прямому назначению президента или правительства России, на самом деле не поставляют требуемые товары или услуги сами, а закупают их у сторонних поставщиков, перепродавая затем государству по более высокой цене.

В исследовании речь идет о самых разных областях госзакупок: от контрактов на выполнение геодезических работ до закупки моторного топлива для Росгвардии. Как подсчитали в Transparency International, проанализировав сайт госзакупок, в 2017 году внеконкурсные заказы за 400 миллиардов рублей были распределены между 112 подрядчиками, 81 из которых полностью или частично принадлежит органам федеральной власти. Еще 31 подрядчик принадлежит частным лицам и организациям.

Кто в России имеет право осуществлять госзакупки без конкурса? Как наживаются на этой схеме близкие к властям бизнесмены? Можно ли как-то изменить сложившуюся практику? На эти и другие вопросы Радио Свобода ответила одна из авторов исследования "Transparency International Россия", юрист организации Ирина Чарикова:

Какой период времени и какие именно госконтракты стали предметом этого масштабного исследования?

– Мы разобрали контракты за 2017 год. Это 499 контрактов, мы отбирали контракты с начальной ценой больше 30 миллионов рублей. Общая сумма этих контрактов – примерно 400 миллиардов рублей. Это именно закупки у единственного поставщика на основании распоряжений президента и правительства.

Кто по закону имеет право производить закупки у единственного поставщика?

– Закон о государственных закупках содержит больше 50 оснований для проведения закупок у единственного поставщика. Это могут быть закупки в чрезвычайных ситуациях, закупки на сумму меньше 400 тысяч рублей, всего таких оснований – 54. Единственное, что мы разобрали в нашем исследовании, – это закупки по актам президента и правительства.

Что вам удалось увидеть после разбора этих госзакупок?

– Мы обозначили для себя две основные проблемы. Во-первых, это неэффективное использование денег при определении в качестве единственных исполнителей структур, подведомственных органам исполнительной власти. Что это значит? Мы увидели, что президент или правительство назначают в качестве единственных поставщиков подведомственные государственным органам структуры, и получается, что одни госорганы закупают у других госорганов, например, медицинские изделия, а эти поставщики, которых назначают президент или правительство, в свою очередь закупают эти медицинские изделия уже у частных организаций. Таким образом, они просто на этих контрактах зарабатывают себе деньги, перепродавая эти товары уже по более высоким ценам. Это означает, что деньги используются неэффективно, потому что в случае, если бы проходил конкурс или аукцион, участники могли бы снижать стоимость контракта и, соответственно, экономились бы бюджетные деньги, наши с вами деньги, деньги граждан Российской Федерации.

Вторая проблема, которую мы тоже обозначили в своем докладе: в качестве единственных исполнителей часто выступают организации, которые, как нам кажется, связаны с высшими органами государственной власти в РФ. У нас это часто называют "кумовством".

Расскажите подробнее, что это за люди, что это за организации, кому повезло попасть в этот круг избранных – единственных поставщиков, с которыми заключают контракты президент и правительство?

– Один из примеров – это АО "Крокус Интернэшнл" бизнесмена Араса Агаларова. У нас в выборку попали десять контрактов на сумму больше 3 миллиардов рублей, это контракты на реконструкцию пограничных и контрольно-пропускных пунктов в Киргизии.

Россия заключила с Киргизией соглашение, что она помогает реконструировать пограничные пункты, и все эти контракты в рамках соглашения были отданы компании "Крокус Интернэшнл". На каком основании это произошло – какого-то логического объяснения мы найти не смогли. Просто берут по своему усмотрению и назначают такую компанию. Причем даже депутаты Киргизии задались вопросом, почему именно "Крокус Интернэшнл", на что был получен ответ, что это условие со стороны Российской Федерации. Это единственные пограничные пункты с единственной страной, где проходят прямые закупки без конкурса. На всех остальных границах закупки проходят с использованием конкурсной процедуры. Это говорит о том, что рынок конкурентный, что по идее можно было бы экономить бюджетные средства путем проведения конкурсов, аукционов и допускать к участию какие-то другие компании, другой частный бизнес и так далее.

Кто еще попал в эту привилегированную касту? Раньше "королями госзаказов" называли, например, братьев Ротенбергов. Они остаются в этом пуле?

– Да, у нас есть несколько закупок их компаний. Можно еще привести в пример Зиявудина Магомедова, это печально известные у нас братья Магомедовы, которые сейчас привлекаются к ответственности. Мы нашли контракт с акционерным обществом "Объединенная зерновая компания", которая распоряжением правительства была назначена единственным поставщиком по проведению закупочных и товарных интервенций. Тоже непонятно почему. Раньше с этой целью все время проводили конкурсы, а в 2017 году бах – распоряжение правительства и единственный поставщик, "Объединенная зерновая компания", где учредителем является в том числе Зиявудин Гаджиевич Магомедов.

Удалось ли вам посчитать, сколько денег не сэкономил бюджет из-за этой схемы?

– Именно в этом проекте мы не стали делать такой подсчет. Это можно было бы сделать: средний по России процент снижения цены в результате проведения торгов составляет примерно 7 процентов, то есть из общей суммы рассмотренных нами контрактов в 400 миллиардов это было бы около 28 миллиардов рублей. Но мы не утверждаем, что все эти закупки незаконны. Юридически они законны, и в каких-то ситуациях, действительно, есть необходимость в том, чтобы проводить закупки у единственного поставщика – когда это связано с государственной тайной, например, если речь идет о картографических или геодезических работах. Поэтому мы не стали писать такие цифры.

Куда вы направите свой доклад?

– В Министерство финансов, в Государственную думу, в Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы, в Счетную палату, а также иные структуры, которые осуществляют контрольно-надзорные функции в сфере госзакупок.

В 2017 году правительство разрешило госзаказчикам не раскрывать данные о победителях конкурсов. Это как-то помешало вашему исследованию?

– Нет, нашему исследованию это не помешало, поскольку это все-таки не конкурсы. В том и отличие: есть конкурсы, аукционы, то есть конкурентные закупки, а мы говорим именно о закупках у единственного поставщика. Мы используем единую информационную систему государственных закупок, там вся информация содержится, и тайн относительно того, кто получил контракт, нет. Единственное, что мы также обнаружили, – из 93 актов президента и правительства, на основании которых эти закупки проводились в 2017 году, около 40 актов президента и правительства не находятся в общем доступе, то есть это либо тайные акты, либо акты для служебного пользования, и нам их отказывались предоставлять по запросам в органы, которые проводили эти закупки. Это никак не отразилось на нашем исследовании и на статистике, которую мы получили в результате.

На днях наши коллеги из "Настоящего времени" опубликовали расследование, из которого следует, что компании так называемого "повара Путина" Евгения Пригожина с 2011 года заключили по меньшей мере 5393 госконтракта на общую сумму 209 миллиардов рублей, и работало это так: много компаний, все неформально аффилированы с Пригожиным, они как бы конкурируют между собой, но снижение цены происходит минимальное, куда меньше 7%, и в итоге все деньги уходят в один карман. Если запретить правительству и президенту давать право на закупки у единственного поставщика, не опасаетесь ли вы, что вместо этого будет использоваться такая схема?

– Конкурентные процедуры содержат свой перечень рисков и потенциальных нарушений. Не думаю, что есть необходимость как-то связывать наше предложение отмены такого основания закупки у единственного поставщика, как акт президента или правительства, и то, что может происходить в случае проведения конкурентной закупки. Мне кажется, эти вопросы лежат в разных плоскостях. Все-таки мы рассматриваем здесь одно конкретное основание и видим, что в подавляющем большинстве случаев каких-то причин для того, чтобы эти закупки были неконкурентными, нет. То есть получается, что президент и правительство могут неограниченно вмешиваться в закупочную деятельность в любой сфере – просто издавать акт, и всё.

И делают они это, как вы утверждаете, в интересах своих приближенных людей, в диапазоне от друзей до каких-то деловых партнеров?

– Я не скажу, что мы это утверждаем. Мы предполагаем, что есть какая-то связь между ними и этими приближенными лицами, поскольку других логических объяснений тому, почему это происходит, мы не видим. Существует конкурентный рынок, существуют процедуры, которые могут обеспечивать экономию денежных средств, и с логической точки зрения совершенно нет никаких причин отказываться от аукционов и конкурсов. Тем не менее, это делается, и делается в пользу конкретных лиц.

Марк Крутов

Радио Свобода

Предыдущая новость:

Пилите, Шура: в Севастополе уничтожают оазис


Похожие новости


Темы

Cтатьи

09:54 - 27.10.2023
Военный призыв в Крыму. Можно ли крымчанам избежать службы в российской армии?
09:06 - 13.10.2023
Недвижимость под ударом: в Крыму снижается стоимость жилья и его аренды
18:30 - 10.10.2023
«Такого не было даже при Сталине». В Крыму преследуют за украинские песни
10:09 - 16.09.2023
«Страшилки» и реальность. Кого в Крыму ждет наказание за коллаборационизм?
18:42 - 21.08.2023
Усилить флот. Какие корабли Россия может перебросить в Черное море
19:31 - 11.08.2023
Сельское хозяйство Крыма при России: без свиноводства, без молокозаводов и без будущего
19:45 - 10.08.2023
Авторитет Черноморского флота под вопросом – политики о роли оперативного объединения в войне
10:08 - 10.08.2023
Чудеса экономики по-российски: виноделие в Севастополе стало убыточным
09:42 - 28.07.2023
Камуфляж кораблей Черноморского флота России: попытка спасти их от украинских дронов?
09:34 - 27.07.2023
Вертолетная угроза исходит из Крыма, свидетельствуют спутниковые снимки
19:20 - 13.07.2023
Крымская «буханка» с электрическим мотором
12:45 - 04.07.2023
Избирательное правосудие в Крыму: чиновникам – условные сроки, проукраинским гражданам – реальные
17:27 - 28.05.2023
Деколонизация топонимии. Эксперты рассказали, каким названиям не место на карте Крыма
14:51 - 19.05.2023
Окопы на пляжах и «замки из песка» курортных проектов в Крыму
10:32 - 11.05.2023
Война и спорт – понятия несовместимые: в Севастополе остановилось строительство спорткомплекса и ледового дворца
20:15 - 03.05.2023
Цель №1: чем Украина может ударить по Керченскому мосту
21:45 - 02.05.2023
Мусорная канитель: за девять лет в Севастополе так и не начали строить мусороперерабатывающий завод
11:07 - 22.04.2023
Не суждено построить: обещанные Севастополю мегапроекты практически заморожены
16:59 - 01.04.2023
«Z-безумие и ура-патриотизм» – активисты о ситуации в крымских школах
10:10 - 30.03.2023
«Как будто мы люди второго сорта». Почему крымчан не всегда пускают в Грузию
09:53 - 22.03.2023
Военные заводы – на продажу. Какие предприятия в Феодосии пускают с молотка
19:47 - 14.03.2023
Миллиарды на долгоиграющие проекты: что российские власти хотят построить в Севастополе
10:19 - 11.03.2023
Пять стадий неправды. Как Путин рассказывал о российском захвате Крыма
10:27 - 03.03.2023
«При очередном сильном землетрясении Ялта сложится как карточный домик» – эксперты о сейсмоустойчивости крымских новостроек
18:02 - 22.02.2023
Как Севастополь остался без новых пассажирских катеров из-за «геополитической ситуации»
11:48 - 22.02.2023
Письма крымчан: Чего добился Путин в Крыму?
11:04 - 17.02.2023
Крым, война и «культурно-историческая» экспансия Кремля на Украину
10:39 - 12.02.2023
Топ-5 изобретений украинских военных в войне против РФ
19:13 - 08.02.2023
Почему не работают футбольные санкции в отношении игроков из Крыма?
18:37 - 02.02.2023
«Скрепные» квесты: как древний Херсонес стал местом культа Александра Невского

Другие статьи