Важные новости

Олег Панфилов: «Исламские» игры Кремля

06.10.2015  /  Категория: Политика  /  Тема: Аналитика

Два раза в год русский интернет «взрывается» фотографиями, на которых сотни тысяч мусульман ровными рядами заполняют окрестности трех (всего трех) московских мечетей. Это реакция россиян на немногочисленные, в отличии от христианских исламских праздников – Ид аль-Адха (Курбан) и Ид аль-Фитр (Рамадан). Иногда смакуются фотографии жертвоприношения – потоки крови животных, окропляющих московский асфальт. Антиисламская истерика в России стала стойкой традицией после развала СССР и восстановления свободы вероисповедания.

Россияне вдруг ощутили себя стойкими христианами, не зная, что в России значительная часть населения – мусульмане, около 15-20 процентов. Власть молча наблюдает, подкидывая в костер межрелигиозных отношений антиисламские дрова. Часто это делается из-за элементарного незнания, иногда – совершенно осознанно. В отношениях с мусульманскими странами у Кремля всегда присутствует не только собственная экономическая выгода, но и политические пристрастия. Как правило, нынешний Кремль пытается продолжить традиционную дружбу с теми странами, с которыми имел отношения в советское время. Не все режимы сохранились, точнее, их осталось совсем немного. За последние годы в результате «арабской весны» многие отвернулись от Москвы, Сирия – чуть ли не единственная сейчас, которая гордится 45-летней дружбой. К исламу эти отношения не имеют никакого отношения, скорее всего, российско-сирийская дружба стала хорошим примером, когда ислам – лишь незначительный внешний признак для отношений. Все остальное – деньги и мания величия.

В нынешней России, как и в СССР, ислам был на равных угнетенных правах, как православие или иудаизм. Одинаково запрещали, репрессировали и унижали, несмотря на то, что в России мусульмане всегда были второй по численности общиной. Кроме центрально-азиатских стран и Северного Кавказа, мусульмане всегда жили на Южном Урале и в Сибири, в поволжских регионах – Татарстане, Башортостане, в приволжских областях. В Москве татары были значительной частью населения всегда, а сейчас к ним, «коренным» мусульманам, добавились гастарбайтеры из Азербайджана, Таджикистана, Узбекистана и Кыргызстана. Для прошлых и нынешних российских правителей, мусульмане – это просто «другие», они загадочны и непонятны. И как с ними разговаривать, в России не знали, особенно с приходом большевиков.

Спустя две недели после большевистского переворота, 20 ноября 1917 года два вождя Ленин и Сталин подписали обращение «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока». Странный документ: вроде бы обращен к людям веры, но об исламе – ни слова, зато много – о социализме, империализме и капитализме. Как будто мусульманин ходит в мечеть, чтобы читать труды Карла Маркса , а не священный Коран, где нет ни слова о лживых большевиках. Ленин и Сталин в 1917 году обещали: «Мусульмане России, татары Поволжья и Крыма, киргизы и сарты Сибири и Туркестана, турки и татары Закавказья, чеченцы и горцы Кавказа, все те, мечети и молельни которых разрушались, верования и обычаи которых попирались царями и угнетателями России! Отныне ваши верования и обычаи, ваши национальные и культурные учреждения объявляются свободными и неприкосновенными. Устраивайте свою национальную жизнь свободно и беспрепятственно. Вы имеете право на это».

Через несколько лет большевики начали уничтожать мечети и молельни, сжигать в кострах Коран, лишив советских мусульман право на свободу вероисповедания. В Российской империи к своим мусульманам относились по-имперски, как настоящие колонизаторы – привечали, не запрещали, хотя и обзывали официальным термином «инородцы». В 1905 году в России была создана партия «Иттифак аль-Муслимин» (Союз мусульман, а после учреждения Государственной думы в ее составе была сформирована мусульманская фракция из семи человек, действовавшая с 1906 по 1917 год. Большевики немного поиграли в либеральные игры с верующими, а потом начали репрессии, поняв, что население их не принимает и заставлять любить советскую власть придется силой.

На территории Российской империи было 25 тысяч мечетей, за 20 лет большевистского правления их число сократилось в 20 раз. Пока большевики захватывали Северный Кавказ, они пытались заигрывать с мусульманами. 2 апреля 1920 года в Реввоенсовет Кавказского фронта Григорию Орджоникидзе Ленин предписывал «действовать осторожно и проявлять максимум доброжелательности к мусульманам, особенно при вступлении в Дагестан. Всячески демонстрируйте и притом самым торжественным образом симпатии к мусульманам, их автономию, независимость и прочее». Захватив Северный Кавказ, верные ленинцы начали репрессии, понимая, что коммунистическая идеология не сможет победить ислам. Во второй половине 20-х годов был создан «Союз воинствующих безбожников», штурмовые отряды большевиков, и с того времени игры с исламом закончились. Как, впрочем, и с другими конфессиями.

С исламом большевики боролись глупыми методами. В 1923 году, например, был организован Всероссийский месячник антирелигиозной пропаганды – «комсомольский Байрам», приуроченный к празднику Ид аль-Адха (Курбан). В том же году было создано Центральное духовное управление мусульман, устав которой 30 ноября 1923 года утвердило НКВД РСФСР. 25 октября 1926 года делегаты съезда мусульман Татарстана, Башкирии, Казахстана, Украины, Чувашии и областей РСФСР направили руководителям страны приветственные телеграммы, в которых говорилось о «грядущем единении мусульман всего мира под знаменами советской власти во имя борьбы с империализмом». С этого, собственно и начинается этап приспосабливания официального советского ислама к политике страны, внешней и внутренней. С христианством, иудаизмом и буддизмом было сложнее – для совершения обрядов нужны храмы, в исламе все проще – места для намаза и коврик. Оттого ислам был неуязвим, оттого советские чекисты его боялись больше.

Я не встречал ни одного исследования о том, как преследовались мусульмане в СССР, кроме отдельных упоминаний в мемуарах или статьях, со ссылкой на правительственные постановления. Например, постановление ЦК КПСС «О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах ее улучшения» от 7 июня 1954 года. В нем, в частности, были даны указания о противодействии исламской пропаганде, запрещалось открытие новых мечетей и возвращение верующим отобранных у них культовых зданий, выросло налогообложение отправления обрядов. Но и тогда лицемерие советских чиновников было чудовищным – на съездах они клеймили верующих, но сыну делали обрезание – хатна. Хоронить велели по мусульманскому обряду, а детей, кроме ЗАГСа, отвозили к мулле.

С конца 1970-х годов отношение к исламу начало радикально меняться, особенно в 1979 году после революции в Иране и после советской оккупации Афганистана. ЦК КПСС и КГБ переполошились, полагая, что в Советский Союз проникнут идея возрождения из этих стран. Не помогало даже официальное послабление, когда в 1960-1980 годах Духовным управлениям разрешили печатать Коран, выпускать лунные календари и издавать журнал со странным названием «Мусульмане Советского Востока». В сентябре 1981 года ЦК КПСС было принято постановление «О мероприятиях по противодействию попыткам противника использовать «исламский фактор» во враждебных СССР целях», дополненное в апреле 1983 года постановлением «О мерах по идеологической изоляции реакционной части мусульманских священнослужителей». Началась новая волна репрессий: КГБ начал бороться с «ваххабизмом», официальной идеологией Саудовской Аравии, к исламским течениям на территории СССР не имевшем никакого отношения. Тогда же заговорили о «фундаментализме» и по этой причине КГБ начал массовые аресты, вплоть до развала СССР.

На самом деле, в советское время у Кремля были две задачи в отношении ислама: внутренняя, направленная на подавление мусульман, и внешняя – в поддержку мусульман, прежде всего, Ближнего Востока, ведущих борьбу с Израилем и прозападными правительствами. Конечно, заигрывали с режимами, которые были формально мусульманскими, но по больше части их идеология мало чем отличалась от марксизма-ленинизма, только более восточной по содержанию и форме деспотии. Дружба с семьей аль-Асадов, сирийских диктаторов с 1970 года – хороший пример, когда в отношениях, если появляется необходимость, может возникнуть и исламский фактор, а по большей части – чистая прагматика, построенная на объеме добычи нефти и антизападной политике. И старшему и младшему аль-Асаду не мешало травить химическим оружием мусульман-курдов или сажать в тюрьмы оппонентов из суннитов. Подлая политика Кремля может сыграть отвратительную роль в противостоянии шиитов и суннитов, и без того обостренные из-за противостоянии Ирана и Саудовской Аравии.

Олег ПанфиловОлег Панфилов, профессор Государственного университета Илии (Грузия), основатель и директор московского Центра экстремальной журналистики (2000-2010)


Похожие новости


Темы

Cтатьи

09:54 - 27.10.2023
Военный призыв в Крыму. Можно ли крымчанам избежать службы в российской армии?
09:06 - 13.10.2023
Недвижимость под ударом: в Крыму снижается стоимость жилья и его аренды
18:30 - 10.10.2023
«Такого не было даже при Сталине». В Крыму преследуют за украинские песни
10:09 - 16.09.2023
«Страшилки» и реальность. Кого в Крыму ждет наказание за коллаборационизм?
18:42 - 21.08.2023
Усилить флот. Какие корабли Россия может перебросить в Черное море
19:31 - 11.08.2023
Сельское хозяйство Крыма при России: без свиноводства, без молокозаводов и без будущего
19:45 - 10.08.2023
Авторитет Черноморского флота под вопросом – политики о роли оперативного объединения в войне
10:08 - 10.08.2023
Чудеса экономики по-российски: виноделие в Севастополе стало убыточным
09:42 - 28.07.2023
Камуфляж кораблей Черноморского флота России: попытка спасти их от украинских дронов?
09:34 - 27.07.2023
Вертолетная угроза исходит из Крыма, свидетельствуют спутниковые снимки
19:20 - 13.07.2023
Крымская «буханка» с электрическим мотором
12:45 - 04.07.2023
Избирательное правосудие в Крыму: чиновникам – условные сроки, проукраинским гражданам – реальные
17:27 - 28.05.2023
Деколонизация топонимии. Эксперты рассказали, каким названиям не место на карте Крыма
14:51 - 19.05.2023
Окопы на пляжах и «замки из песка» курортных проектов в Крыму
10:32 - 11.05.2023
Война и спорт – понятия несовместимые: в Севастополе остановилось строительство спорткомплекса и ледового дворца
20:15 - 03.05.2023
Цель №1: чем Украина может ударить по Керченскому мосту
21:45 - 02.05.2023
Мусорная канитель: за девять лет в Севастополе так и не начали строить мусороперерабатывающий завод
11:07 - 22.04.2023
Не суждено построить: обещанные Севастополю мегапроекты практически заморожены
16:59 - 01.04.2023
«Z-безумие и ура-патриотизм» – активисты о ситуации в крымских школах
10:10 - 30.03.2023
«Как будто мы люди второго сорта». Почему крымчан не всегда пускают в Грузию
09:53 - 22.03.2023
Военные заводы – на продажу. Какие предприятия в Феодосии пускают с молотка
19:47 - 14.03.2023
Миллиарды на долгоиграющие проекты: что российские власти хотят построить в Севастополе
10:19 - 11.03.2023
Пять стадий неправды. Как Путин рассказывал о российском захвате Крыма
10:27 - 03.03.2023
«При очередном сильном землетрясении Ялта сложится как карточный домик» – эксперты о сейсмоустойчивости крымских новостроек
18:02 - 22.02.2023
Как Севастополь остался без новых пассажирских катеров из-за «геополитической ситуации»
11:48 - 22.02.2023
Письма крымчан: Чего добился Путин в Крыму?
11:04 - 17.02.2023
Крым, война и «культурно-историческая» экспансия Кремля на Украину
10:39 - 12.02.2023
Топ-5 изобретений украинских военных в войне против РФ
19:13 - 08.02.2023
Почему не работают футбольные санкции в отношении игроков из Крыма?
18:37 - 02.02.2023
«Скрепные» квесты: как древний Херсонес стал местом культа Александра Невского

Другие статьи