Важные новости

«Квалифицирует более 70 преступных деяний». Чем поможет крымчанам законопроект о военных преступниках

16.06.2021  /  Категория: Политика

зеленые человечки в Крыму

Подписание закона о военных преступниках в Крыму и в отдельных районах Донецкой и Луганской областей президентом Украины Владимиром Зеленским даст надежду на справедливость десяткам тысяч людей, – об этом в эфире Радио Крым.Реалии 15 июня заявила председатель правления украинского Центра гражданских свобод и инициатив Александра Матвийчук.

Она выступила одним из автором законопроекта №2689, который в конце мая приняла Верховная Рада Украины и который имплементирует нормы международного уголовного и гуманитарного права в национальный Уголовный кодекс. Согласно пояснительной записке, несмотря на то что ситуация в Крыму и ОРДЛО признана международным вооруженным конфликтом, уголовное законодательство Украины в этой части не приведено в соответствие с международным правом. Вместе с тем после начала аннексии Крыма и вторжения России на Донбасс Украина направила уже несколько обращений в Международный уголовный суд в Гааге. О значении законопроекта №2689 для привлечения к ответственности военных преступников шла речь в эфире Радио Крым.Реалии.

В эфире Радио Крым.Реалии Александра Матвийчук так описала историю законопроекта, которая предшествовала его принятию Верховной Радой:

«В Уголовном кодексе у нас нет даже термина «преступления против человечности», есть только пафосные заявления политиков. А военные преступления выписаны так плохо, что эти статьи просто невозможно использовать на практике. Поэтому еще пять лет назад наша организации инициировала создание рабочей группы, которая наработала ряд комплексных изменений в Уголовный кодекс Украины, чтобы привести его в соответствие с международным правом. К сожалению, мы столкнулись с безразличием. Мы пять лет боролись за то, чтобы за него проголосовал сначала предыдущий парламент, потом этот парламент. Когда мне говорят, что территории оккупированные, Россия напала, Украина ничего не может сделать – это правда, но лишь наполовину правда. Есть вещи, которые Украина должна была сделать еще пять лет назад, когда мы просто принесли этот закон, написанный в том числе международными экспертами. Путин мешал народным депутатам или кто?»

Эксперт Украинского института будущего и соавтор законопроекта №2689 Виктория Мозговая рассказала Крым.Реалии, на что именно нацелен законопроект о военных преступниках.

– Прежде всего он рассчитан на защиту двух категорий людей – гражданского населения и военнопленных. Также это определенные объекты, которые обеспечивают жизнедеятельность мирных жителей – например, водонасосные станции – плюс культурные ценности. Наш документ позволяет правильно квалифицировать порядка 70 видов деяний, происходящих на оккупированных территориях. Сегодня наши правоохранительные органы не могут вести по ним уголовные производства К примеру, сейчас мы вообще никак не можем квалифицировать изменение демографической ситуации в Крыму, а ведь Россия систематически делает это. Когда встанет вопрос о деоккупации и мы начнем говорить о волеизъявлении крымчан, то ясно, к чему это приведет. Сегодня многое приходится квалифицировать по общеуголовным критериям – например, пытки на оккупированной территории – а законопроект это меняет.

Виктория Мозговая поясняет, что из-за несовершенства Уголовного кодекса Украины по многим преступлениям, совершенным в Крыму после 2014 года, уже истекли сроки давности.

– Наш законопроект же позволяет переквалифицировать такие действия в соответствии с международным правом. Важно: не надо путать это с коллаборационизмом, это два абсолютно разных вопроса. И я хочу подчеркнуть, что здесь нет нарушения Конституции в той части, что законы не могут иметь обратной силы. Например, в 1933 году понятия геноцида еще не было, но уже в двухтысячных нам удалось добиться приговора именно по такой квалификации. Словом, в международном праве такая практика существует – и это касается исключительно международных преступлений, совершаемых на территории Украины.

В свою очередь, руководитель прокуратуры Автономной Республики Крым Игорь Поночовный считает, что правоохранительные органы Украины после его принятия этого законопроекта смогут более предметно квалифицировать преступления в Крыму.

– Этот закон повысит эффективность действующего уголовного законодательства, поскольку идет уже восьмой год вооруженного конфликта, а оно не было к такому развитию событий. В целом, если квалифицировать оккупацию Крыма как международный вооруженный конфликт, то на него должно распространяться соответствующее законодательство. Действующий Уголовный кодекс содержит лишь одну статью, которая касается действий Российской Федерации и оккупационной власти в Крыму – это статья 438 о нарушении законов и обычаев войны. Она является бланкетной (то есть, предоставляющей полномочным государственным органам право самостоятельно устанавливать правила в данной ситуации – КР), довольно абстрактной и не содержит конкретных составов преступлений, предусмотренных как раз международным гуманитарным правом.

Игорь Поночовный отмечает, что в последние годы прокуратуре АРК пришлось переквалифицировать большое количество производств по общеуголовным преступлениям на статью 438.

– К примеру, так мы делали с незаконным лишением свободы, к которому причастны правоохранительные органы оккупационной администрации Российской Федерации в Крыму. То есть весь массив подобных дел переквалифицировался на 438 статью, но это было не совсем удобно. Как бланкетная она отсылала к международному праву – в том числе Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны. Там прописаны правила поведения сторон конфликта с гражданским населением, и было довольно сложно перефразировать их под украинский Уголовный кодекс. Законопроект, принятый Верховной Радой, значительно упрощает эту работу. В нем все эти серьезные международные правонарушения выписаны как нормы Уголовного кодекса. В его рамках мы сможем преследовать, скажем, судей и прокуроров, незаконно преследующих мирное население в Крыму.

Между тем еще декабре 2020 года прокурор Международного уголовного суда (МУС) в Гааге Фату Бенсуда отчиталась о завершении предварительного изучения ситуации в Украине в контексте аннексии Крыма и войны на Донбассе. В частности, она указала на признаки военных преступлений России на полуострове «в условиях межгосударственного конфликта Украины с Россией». Фату Бенсуда упомянула нарушения Римского статута МУС в Крыму, как жестокое обращение, принудительный призыв в вооруженные силы России, нарушение права на судопроизводство, перемещение населения России в Крым, захват общественного имущества, притеснение и запугивание крымских татар – в частности, запрет Меджлиса. Предварительное расследование по делу «Ситуация в Украине» началось еще в апреле 2014 года. Российские власти отвергают юрисдикцию международных инстанций в этих вопросах.

Как раз поэтому российский юрист Марк Фейгин скептически смотрит на перспективы привлечения военных преступников в Крыму к ответственности Международным уголовным судом и предлагает украинским властям подумать о новаторских решениях.

– На сегодня говорить о привлечении к уголовной ответственности в рамках МУС, наверное, проблематично. С одной стороны, по правовым причинам: несмотря на идущие производства, где гарантия, что Россия вообще будет участвовать в этих процедурах? Она вышла из Римского статута МУС и де-факто не признает его юрисдикцию. С другой стороны, перспективы создания какого-то трибунала по аналогии с югославским зависят от Совета безопасности ООН, а представить себе, что Россия как постоянный член проголосует за него, довольно сложно. Проблема многосторонняя и имеет политическое выражение. Если в этом году «Крымская платформа», которую затеял Киев, получит хоть какую-то перспективу в плане привлечения значимых игроков, то одним из ее решений может быть как раз учреждение специального суда по военным преступлениям на полуострове. Нужны новаторские решения.

Саммит «Крымской платформы» – международной инициативы украинских властей по деоккупации полуострова и защиты прав крымчан – предварительно назначен на 23 августа. Точный список приглашенных лидеров стран Министерство иностранных дел Украины пока не разглашает, опасаясь противодействия со стороны России.


Похожие новости


Темы

Cтатьи

09:54 - 27.10.2023
Военный призыв в Крыму. Можно ли крымчанам избежать службы в российской армии?
09:06 - 13.10.2023
Недвижимость под ударом: в Крыму снижается стоимость жилья и его аренды
18:30 - 10.10.2023
«Такого не было даже при Сталине». В Крыму преследуют за украинские песни
10:09 - 16.09.2023
«Страшилки» и реальность. Кого в Крыму ждет наказание за коллаборационизм?
18:42 - 21.08.2023
Усилить флот. Какие корабли Россия может перебросить в Черное море
19:31 - 11.08.2023
Сельское хозяйство Крыма при России: без свиноводства, без молокозаводов и без будущего
19:45 - 10.08.2023
Авторитет Черноморского флота под вопросом – политики о роли оперативного объединения в войне
10:08 - 10.08.2023
Чудеса экономики по-российски: виноделие в Севастополе стало убыточным
09:42 - 28.07.2023
Камуфляж кораблей Черноморского флота России: попытка спасти их от украинских дронов?
09:34 - 27.07.2023
Вертолетная угроза исходит из Крыма, свидетельствуют спутниковые снимки
19:20 - 13.07.2023
Крымская «буханка» с электрическим мотором
12:45 - 04.07.2023
Избирательное правосудие в Крыму: чиновникам – условные сроки, проукраинским гражданам – реальные
17:27 - 28.05.2023
Деколонизация топонимии. Эксперты рассказали, каким названиям не место на карте Крыма
14:51 - 19.05.2023
Окопы на пляжах и «замки из песка» курортных проектов в Крыму
10:32 - 11.05.2023
Война и спорт – понятия несовместимые: в Севастополе остановилось строительство спорткомплекса и ледового дворца
20:15 - 03.05.2023
Цель №1: чем Украина может ударить по Керченскому мосту
21:45 - 02.05.2023
Мусорная канитель: за девять лет в Севастополе так и не начали строить мусороперерабатывающий завод
11:07 - 22.04.2023
Не суждено построить: обещанные Севастополю мегапроекты практически заморожены
16:59 - 01.04.2023
«Z-безумие и ура-патриотизм» – активисты о ситуации в крымских школах
10:10 - 30.03.2023
«Как будто мы люди второго сорта». Почему крымчан не всегда пускают в Грузию
09:53 - 22.03.2023
Военные заводы – на продажу. Какие предприятия в Феодосии пускают с молотка
19:47 - 14.03.2023
Миллиарды на долгоиграющие проекты: что российские власти хотят построить в Севастополе
10:19 - 11.03.2023
Пять стадий неправды. Как Путин рассказывал о российском захвате Крыма
10:27 - 03.03.2023
«При очередном сильном землетрясении Ялта сложится как карточный домик» – эксперты о сейсмоустойчивости крымских новостроек
18:02 - 22.02.2023
Как Севастополь остался без новых пассажирских катеров из-за «геополитической ситуации»
11:48 - 22.02.2023
Письма крымчан: Чего добился Путин в Крыму?
11:04 - 17.02.2023
Крым, война и «культурно-историческая» экспансия Кремля на Украину
10:39 - 12.02.2023
Топ-5 изобретений украинских военных в войне против РФ
19:13 - 08.02.2023
Почему не работают футбольные санкции в отношении игроков из Крыма?
18:37 - 02.02.2023
«Скрепные» квесты: как древний Херсонес стал местом культа Александра Невского

Другие статьи