Важные новости

По морю, суше и воздуху: как Россия перевозит вооружение в Крым и может ли Украина изолировать Крымский полуостров

10.05.2023  /  Категория: Общество

Российские военные в Крыму

Украине необходимо «уже сейчас изолировать Крым от России», оборвав логистические связи, заявил бывший специальный представитель Госдепартамента США по Украине Курт Волкер. По мнению Волкера, для этого можно вывести из строя Керченский мост и военную базу в Севастополе.

Крым.Реалии спросили у экспертов, насколько реалистичен подобный сценарий, и каковы особенности российской военной логистики в Крыму.

Бывший специальный представитель Госдепартамента США по Украине Курт Волкер считает, что изоляция Крыма станет первым шагом к возвращению Крымского полуострова под контроль Украины без применения военной силы.

«Сейчас необходимо изолировать Крым от России. Это можно сделать, оборвав логистические связи, например, снова ударив по Крымскому мосту. Возможно, вывести из строя военную базу в Севастополе. Эти шаги крайне усложнят использование Крыма как военной площадки и изолируют его от российской поддержки. Я думаю, что этого можно достичь. Это Украина может сделать уже сейчас» – заявил Волкер.

После полномасштабного военного вторжения России в Украину официальный Киев называет Керченский мост легитимной целью ВСУ, поскольку по этому мосту российская армия перебрасывает в Крым и на материковую часть Украины военную технику и боеприпасы. В октябре прошлого года Керченский мост был частично разрушен в результате взрыва и последующего пожара. Движение по нему восстановлено, но не полностью.

Керченский мост: сложная цель и «ключ от Крыма»

Руководитель проектов по безопасности Центра глобалистики «Стратегия ХХІ» Павел Лакийчук в комментарии подчеркнул, что Керченский мост является «сложной целью» для ракетного удара.

– Это сложная цель, даже без учета сил ПВО, которые Россия там концентрирует. Можно вспомнить, как ВСУ били «Хаймарсами» по Антоновскому мосту в Херсоне. Разрушить мостовую переправу довольно сложно: часто бомбы пробивают перекрытия и взрываются под пролетами, не причиняя им большого вреда, разве что если еще один «дальнобойщик» проедет по мосту еще раз.

По его мнению, если Керченский мост будет разрушен, это усложнит позиции группировки российских сил на юге Украины и в Крыму, поскольку Россия производит военные поставки преимущественно южным направлением. Перевозка по Керченскому мосту боеприпасов, техники – это оптимальный для России вариант, остальные пути будут более затратные по времени и стоимости, отметил эксперт.

По словам руководителя Института стратегических черноморских исследований Андрея Клименко, в России не исключают сценария удара по Керченскому мосту. Он напомнил: когда ВСУ начали бить по Антоновскому мосту в Херсоне, российские военные оставили город, понимая, что могут оказаться отрезанными.

По мнению Клименко, в Крыму «жест доброй воли», в случае повреждения Керченского моста, может превратиться в паническое бегство.

– Речь идет не только о военной логистике, но и о миллионе «понаехов», которых Россия привезла в Крым. Мы знаем, что часть из них начала выезжать после взрывов летом прошлого года в Крыму. Думаю, этот процесс продолжается. А в случае удара по мосту, даже если полмиллиона человек кинутся через Керченский пролив, это может создать коллапс, вызвать толпы, панику на подходах к Керченскому мосту. Такое уже было, в 1944 году, когда немцы и румыны бежали из Крыма, и в 1920 году, когда бежали Врангель и белые эмигранты.

Что касается расположения Керченского моста и возможных ударов по нему, Андрей Клименко обращает внимание на недавние взрывы в Феодосии. Хотя Минобороны Украины не комментировало инцидент, в неофициальных пабликах и СМИ публиковали версию, что над Феодосией была сбита ракета украинского комплекса «Гром-2».

– Не нужно быть конспирологом, чтобы вспомнить недавние ракетные удары по Феодосии. Это довольно большое расстояние. Например, от Феодосии до Берислава – 250 км, до Никополя 290 км, до Очакова – 350 км, и около 300 км – до Запорожской области. В любом случае можно предположить, что, вероятно, у ВСУ появились ракеты, способные стрелять и попадать в цель как минимум на 250 км. Думаю, в Москве заволновались по этому поводу.

Павел Лакийчук, высказал мнение, что после взрыва на мосту в России сделали выводы и возложили на Керченскую паромную переправу часть функции по перевозке грузов. Именно переправу использовала Россия в 2014 году, когда за короткое время перебросила в Крым большую группировку войск.

– Взрывы на Керченском мосту показали систему, ее недостатки и дублирующие звенья. Россия частично вернулась к модели 2014 года, когда значительная часть грузов перевозится паромами. После постройки моста они обанкротили предприятие паромной переправы, и я надеялся, что они его добьют полностью. Но добили недостаточно и смогли частично возобновить ее работу.

Андрей Клименко рассказал, что до строительства моста через Керченский пролив Россия задействовала на керченской паромной переправе 22 парома, однако с того времени плавсостав значительно сократился. Шесть паромов пустили на металлолом, семь – вернули греческим судовладельцам. Сейчас между портом «Керчь» и портом «Кавказ» курсируют только четыре парома.

– Такие суда берут на борт не много людей и техники, их характеристики нам известны. Если паром перевозит около 200 человек и 20 единиц техники, придется выполнить тысячи рейсов из Крыма, чтобы перевозить людей и военную технику. Это – ключ номер один к освобождению Крыма.

Севастополь и другие морские пути России в Крым

Что касается сценария удара по российской военной базе в Севастополе, эксперты сходятся во мнении, что этот город важен для Черноморского флота России, но он – не единственный из возможных морских путей для обеспечения российской группировки.

По словам Андрея Клименко, не менее половины кораблей Черноморского флота РФ сейчас базируется в российском Новороссийске, поскольку Россия опасается вероятной атаки ВСУ дронами и ракетами. А те российские корабли, которые остаются в Севастополе, совершают удары из нескольких мест.

– Когда российские военные обстреливали «Калибрами» территорию Украины, они стреляли с внешнего рейда, в целом район пусков у них находится километрах в 50-ти от берега Севастополя на юго-запад, в направлении Босфора. В последние месяцы они совершают ракетные пуски из района Судака и Гурзуфа: прячутся за крымскими горами от украинских ракет. В такой ситуации для Черноморского флота это ловушка. Если они потеряют еще один корабль типа ракетного фрегата, то будут спасать свой флот. Черноморский флот РФ побежит первым.

Павел Лакийчук отмечает: севастопольская морская база, действительно, играет ключевую роль для военных перевозок России, но она в Черном море не единственная.

– Значительно короче плечо – до Феодосии и Керчи. Причалы морского порта и научно-испытательного центра в Феодосии – мощные, они обеспечивают перевозки транспортными судами. На полигоне в районе мыса Опук оборудованы места для перевозки большими десантными кораблями, с выходом на берег. Россия производит перевозки из Геопорта в Новороссийске – этот военный порт был логистической базой во время операции России в Сирии, оттуда ходили корабли, которые обеспечивали российскую группировку в Средиземном море. То есть точка отправления находится там, а точками приема могут быть Керчь, Феодосия, Севастополь. Будет сложно перерубить им щупальца теми средствами, которыми мы располагаем. Нужны более сложные системы, например авиация.

Сухопутный коридор и «новая Чернобаевка» в Джанкое

Россия также перевозит грузы и технику по оккупированным территориям юга Украины. По мнению руководителя Института стратегических черноморских исследований Андрея Клименко, этот маршрут не является надежным, учитывая близость боевых действий. По его словам, в условиях, когда рядом проходит линия фронта, ни один сухопутный коридор не может дать стопроцентной гарантии.

Руководитель проектов по безопасности Центра глобалистики «Стратегия ХХІ» Павел Лакийчук в комментарии высказал мнение, что Россия намерена задействовать и железнодорожные пути на этом направлении.

– Россия уже перестроила логистику, отчасти это было сделано в прошлом году. Единственным реальным успехом РФ в войне является «сухопутный коридор» в Крым, они к этому очень долго готовились. Интенсивность использования сухопутного маршрута через оккупированный юг Украины увеличилась на порядок после поражения Керченского моста. В первую очередь он используется для грузового транспорта. Но россияне надеются на то, что смогут задействовать там железнодорожное сообщение, недаром были бои под Угледаром.

Лакийчук напомнил о сети железных дорог в Крыму и о Джанкое, который является транспортным узлом на севере Крыма. Именно в Джанкое сходятся железнодорожные ветки из Севастополя, Евпатории, Симферополя, Керчи, а также проложены пути в Херсон и оккупированный Мелитополь.

– Что касается железной дороги, одним из ключевых объектов, по моему мнению, является Джанкой. Крымская железная дорога была построена таким образом: поезда с материковой части Украины въезжали в Крым через один из перешейков, следовали в Джанкой, и дальше –на юг до Симферополя, Севастополя, через Гвардейское – до Евпатории. В Джанкое также находится ответвление путей на Феодосию и Керчь. Таким образом даже при задействовании Керченского моста, железная дорога идет на север Крыма до Джанкоя и оттуда расходится по всем пунктам. Это одна из очень важных точек в логистике Крымского полуострова. Превращение Джанкоя в «Чернобаевку» потихоньку происходит, и это очень верный шаг: во-первых, он недалеко, а во-вторых, мимо него никак не проедешь.

Однако, по словам Лакийчука, у России есть еще одна возможность доставки грузов для российских военных в Крым – это военно-транспортная авиация. Небо над Крымом закрыто только для российской гражданской авиации, в то время как военно-транспортная осуществляет рейсы в Крым. Российские военные самолеты принимает аэродром «Бельбек» в Севастополе, а также аэродромы в Симферополе и Гвардейском.

– У России достаточно диверсифицированная система логистики, для ее уничтожения необходим комплексный подход. Первое – обрезать сухопутный коридор. В любом случае, если ВСУ начнут заходить в Крым, штурм будет с Чонгара, Перекопа, и этот сухопутный коридор уже будет отрезан. Это двуединая задача. А дальше надо достаточно широко работать по логистике. Если начнется наступление на Крым, Джанкой будет в непосредственной зоне поражения украинской артиллерии, и железнодорожное сообщение «север-запад» будет под большим вопросом. То есть, рассматривая логистические пути, говорить, что есть только два ключа к Крыму – не совсем верно.

«Они не смогут удержаться в крымской степи»

Россия готовится к боевым действиям на территории Крымского полуострова и строит многочисленные линии обороны. Выбор мест для строительства укреплений может дать представление о том, какие сценарии рассматривают в Кремле.

Как сообщил Павел Лакийчук, на севере Крымского полуострова Россия оборудовала не менее трех линий обороны, а также восстановила укрепления, которые российские военные начали строить в 2015 году.

Что касается «зубов дракона» которые установили на Ак-Монайском перешейке, где начинается Керченский полуостров на западе Крыма, Лакийчук высказал мнение, что эти укрепления нужны России для того, чтобы попытаться сдержать натиск ВСУ.

– Линия укреплений, которую россияне строят на подъезде к Керченскому полуострову, говорит о том, что они не очень доверяют всем этим линиям обороны и не уверены, что смогут удержаться в крымской степи. Они выбирают такое узкое место, где смогут закрепиться, если ВСУ будут выбрасывать их из Крыма. Это понадобится, когда они будут бежать из Крыма.

В то же время эксперт называет «странным» выбор места для строительства укреплений на западном побережье Крыма, в районе Донузлава и Евпатории.

– Очень давно, еще в 80-90 годах, Черноморский флот разыгрывал стратегическую оборонную операцию с таким сценарием: «войска НАТО проникают в Черное море и идут колоннами штурмовать в направлении Феодосии и Евпатории». То ли или они готовятся к штурму Крыма войсками НАТО, то ли Аксенов отмывает деньги на строительстве оборонных сооружений, других пояснений у меня нет.

Безопасность в регионе: «Черное море НАТО»

Заявление Курта Волкера о том, что Крым очень важен для будущей безопасности Украины в Черном море, и ее будет сложно обеспечить без контроля над полуостровом, перекликается с заявлениями Киева, сделанными на Черноморской конференции безопасности международной «Крымской платформы» в Бухаресте.

Министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба заявил на конференции, что «настало время для разработки всеобъемлющей системы безопасности для всех государств региона, которых пугает находящийся на свободе маньяк». «Пора сделать Черное море тем, чем стало Балтийское – морем НАТО», заявил Кулеба.

Руководитель Института стратегических черноморских исследований, крымчанин Андрей Клименко, принимавший участие в экспертной панели конференции, сформулировал возможные военно-политические решения проблемы безопасности.

Россия должна покинуть Крым и вывести все свои корабли в Новороссийск.

Украина должна иметь такое количество береговых противокорабельных ракет, которые не позволят ракетным и десантным кораблям России приближаться к украинским берегам.

Украине необходим запас ракет противовоздушной и противоракетной обороны, который защитит побережье Украины, включая Крым, и северо-западную часть Черного моря от ракетных ударов РФ из Новороссийска.

Нужно создать Черноморское командование НАТО с постоянными Черноморскими военно-морскими группами кораблей Болгарии, Румынии, Турции и Украины.

Актуальна возможность пополнения морской составляющей Черноморской безопасности: развитие на Черном море москитного флота, в том числе – флота морских дронов, а также строительство новых военных кораблей.

Мирное соглашение Украины с Россией должно включать в себя запрет для РФ держать на Черном море любые военные корабли за исключением береговой охраны.

В Москве не комментировали заявление Курта Волкера о необходимости изолировать Крым от России. Российский глава Крыма Сергей Аксенов прокомментировал сообщения о возможном контрнаступлении Украины. Он заявил, что в Крыму «готовы к любому развитию ситуации».


Похожие новости


Темы

Cтатьи

09:54 - 27.10.2023
Военный призыв в Крыму. Можно ли крымчанам избежать службы в российской армии?
09:06 - 13.10.2023
Недвижимость под ударом: в Крыму снижается стоимость жилья и его аренды
18:30 - 10.10.2023
«Такого не было даже при Сталине». В Крыму преследуют за украинские песни
10:09 - 16.09.2023
«Страшилки» и реальность. Кого в Крыму ждет наказание за коллаборационизм?
18:42 - 21.08.2023
Усилить флот. Какие корабли Россия может перебросить в Черное море
19:31 - 11.08.2023
Сельское хозяйство Крыма при России: без свиноводства, без молокозаводов и без будущего
19:45 - 10.08.2023
Авторитет Черноморского флота под вопросом – политики о роли оперативного объединения в войне
10:08 - 10.08.2023
Чудеса экономики по-российски: виноделие в Севастополе стало убыточным
09:42 - 28.07.2023
Камуфляж кораблей Черноморского флота России: попытка спасти их от украинских дронов?
09:34 - 27.07.2023
Вертолетная угроза исходит из Крыма, свидетельствуют спутниковые снимки
19:20 - 13.07.2023
Крымская «буханка» с электрическим мотором
12:45 - 04.07.2023
Избирательное правосудие в Крыму: чиновникам – условные сроки, проукраинским гражданам – реальные
17:27 - 28.05.2023
Деколонизация топонимии. Эксперты рассказали, каким названиям не место на карте Крыма
14:51 - 19.05.2023
Окопы на пляжах и «замки из песка» курортных проектов в Крыму
10:32 - 11.05.2023
Война и спорт – понятия несовместимые: в Севастополе остановилось строительство спорткомплекса и ледового дворца
20:15 - 03.05.2023
Цель №1: чем Украина может ударить по Керченскому мосту
21:45 - 02.05.2023
Мусорная канитель: за девять лет в Севастополе так и не начали строить мусороперерабатывающий завод
11:07 - 22.04.2023
Не суждено построить: обещанные Севастополю мегапроекты практически заморожены
16:59 - 01.04.2023
«Z-безумие и ура-патриотизм» – активисты о ситуации в крымских школах
10:10 - 30.03.2023
«Как будто мы люди второго сорта». Почему крымчан не всегда пускают в Грузию
09:53 - 22.03.2023
Военные заводы – на продажу. Какие предприятия в Феодосии пускают с молотка
19:47 - 14.03.2023
Миллиарды на долгоиграющие проекты: что российские власти хотят построить в Севастополе
10:19 - 11.03.2023
Пять стадий неправды. Как Путин рассказывал о российском захвате Крыма
10:27 - 03.03.2023
«При очередном сильном землетрясении Ялта сложится как карточный домик» – эксперты о сейсмоустойчивости крымских новостроек
18:02 - 22.02.2023
Как Севастополь остался без новых пассажирских катеров из-за «геополитической ситуации»
11:48 - 22.02.2023
Письма крымчан: Чего добился Путин в Крыму?
11:04 - 17.02.2023
Крым, война и «культурно-историческая» экспансия Кремля на Украину
10:39 - 12.02.2023
Топ-5 изобретений украинских военных в войне против РФ
19:13 - 08.02.2023
Почему не работают футбольные санкции в отношении игроков из Крыма?
18:37 - 02.02.2023
«Скрепные» квесты: как древний Херсонес стал местом культа Александра Невского

Другие статьи