Важные новости

В Севастополе снова заговорили о разработке российских морских дронов

25.03.2023  /  Категория: Общество  /  Тема: Флот

Спустя три месяца после первого заявления о разработке собственных морских дронов, в Севастополе снова заговорили об этом. Представители российской власти города проводят совещания, участвуют в форумах и ищут партнеров, но дальше «шевеления воздуха» дело, судя по всему, не пошло.

Ректор севастопольского госуниверситета Владимир Нечаев выступал перед депутатами российского парламента города и ему был задан вопрос, планирует ли СевГУ заниматься разработкой беспилотных морских дронов.

«Интегратором в данном случае выступает правительство Севастополя, мы все предложения, в том числе по тому, какие морские беспилотники могут быть созданы, а какие мы не можем создать, собрали и ждем, что в ближайшее время будет сформулирована какая-то программа», – сказал ректор университета.

На тернистом пути к российскому флоту морских дронов

«Интегратор», судя по ответу ректора Нечаева, никаких действий не предпринимает. Хотя три с половиной месяца назад чиновники уверенно ставили задачи и рассуждали о сроках их выполнения. Катализатором чиновничьей активности послужила атака морских дронов, подпортившая корабли Черноморского флота в Севастопольской бухте и возле нее в конце октября прошлого года.

По данным российских властей Севастополя и Минобороны РФ, были задействованы девять беспилотных летательных аппаратов и семь автономных морских беспилотных аппаратов. Американский Институт изучения войны (ISW) предположил, что в Севастополе утром 29 октября Вооруженные силы Украины могли совершить атаку на фрегат Черноморского флота России типа «Адмирал Григорович» с помощью морских дронов.

Столь мощный раздражитель спокойствия требовал от чиновников «ответных мер». По стечению обстоятельств российский губернатор Севастополя Михаил Развожаев 2 ноября встречался с президентом России Владимиром Путиным. Просил о помощи Севастопольскому морскому заводу, а заодно и упомянул о необходимости ответных мер.

«У нас есть центр образовательный мирового уровня (СевГУ)… В Севастополе можно сделать компетенции по разработке морских дронов, большие компетенции есть еще с советских времен», – сказал губернатор.

Еще через две недели было проведено совещание по этой теме.

«На базе СевГУ вместе с представителями Севморзавода, «ОСК - Технологии», Межрегионального научно-образовательного центра «МореАгроБиоТех», специалистами и руководителями кафедр СевГУ: «Проектирование беспилотных летательных аппаратов», «Инновационное судостроение и технологии освоения шельфа», «Энергоустановки морских судов и сооружений», Научно-исследовательской лаборатории «Морские наблюдательные системы» и другими представителями профессионального сообщества и компаний, имеющих необходимые компетенции, обсудили план нашей работы по созданию беспилотников», – написал Развожаев в своем телеграм-канале 14 ноября.

А 22 ноября в Москве он же пригласил участников Международного промышленного форума «Интеллект машин и механизмов» подключаться к проекту создания морских беспилотников в Севастополе.

«Есть четкое понимание, что, как и в какие сроки должно появиться, есть дополнительные средства, которые выделяет правительство РФ. У Севастополя большой опыт и большая история, связанная с приборостроением. В прошлом году мы заложили дизайн-центр микроэлектроники на базе «Гранита», сейчас мы ждем всех, у кого есть идеи и технологии в области радиоэлектронной борьбы и всего, что с этим связано, на базе Севастопольского научно-образовательного центра «Мореагробиотех» и Севморзавода», – сообщил он.

При этом в СевГУ уже существуют кафедры «Проектирование беспилотных летательных аппаратов», «Инновационное судостроение и технологии освоения шельфа», НИЦ «Энергоустановки морских судов и сооружений» и НИЛ «Морские наблюдательные системы».

Судя по сегодняшним событиям, никто из участников МПФ к севастопольскому проекту не присоединился, а на кафедрах или ждут указания сверху, или финансирования, а возможно и того и другого. Да и проекта, собственно говоря, даже на бумаге нет, дальше деклараций о намерениях дело не пошло. Но совещания проведены и галочки поставлены, проблема обозначена и застолблена, указания даны.

Исходя из этого, ВМС Украины пока могут спать спокойно.

Насколько это вообще возможно?

Нарисовать проект на бумаге, безусловно, можно – светлых умов в Севастополе хватает. Однако сделать следующие шаги от создания опытных образцов, проведения испытания и внедрения в производство будет очень проблематично.

Украинские военные регулярно смеются, разбирая сбитые беспилотные летательные аппараты российского производства. То обыкновенную бытовую фотокамеру в них найдут, то платы от стиральных машин или другой домашней техники. Причина всего этого – общая технологическая отсталость России, десятилетиями сидевшей на дармовых нефтегазовых денежках и не развивавшей собственные науку и производство.

«В России пока не могут создать свой полетный контроллер. У нас технологии еще не дошли до того, чтобы создавать микрочипы на основе 8-нм техпроцесса, мы строим минимум 180-нм. Наши контроллеры, по сравнению с иностранными, занимают очень много места и ни в один дрон просто не влезут», – заявил в прошлом году руководитель «Российской лиги дронов» и генеральный директор компании по производству беспилотников «RDR» Евгений Буфетчиков в интервью севастопольскому изданию ForPost.

Другой специалист – доктор физико-математических наук, заместитель руководителя рабочей группы «Аэронет» Павел Булат – предлагает решать проблему с помощью «заимствования». «Чтобы не терять время, для начала можно наладить работу с заимствованными концепциями или уже разработанными моделями беспилотных систем», – заявил он.

Но, если идеи заимствовать несложно, то с технологиями все обстоит с точностью до наоборот. 180 нанометров российских контроллеров и 8 нанометров контроллеров западных разделяет пропасть в десятилетия, преодолеть которую российская промышленность не сможет уже никогда.

Можно, конечно, ввозить товары двойного назначения контрабандой – под видом так называемого «параллельного импорта», но введенные и регулярно ужесточаемые санкции закрывают эти лазейки одну за одной.

В прошлом месяце, 11 февраля, мост в Затоке был атакован, предположительно, морскими беспилотниками. Говорит ли это о том, что России удалось создать подобные экземпляры?

«Как полагают, Россия могла использовать в атаке на мост в Затоке Одесской области или управляемую торпеду, или надводный дрон. Для этого могли «доделать» какой-то экспериментальный вариант торпеды или ранее попавший в руки оккупантов образец беспилотной лодки, который задействовали в атаках на корабли в Севастополе украинскими военно-морскими силами», – считает руководитель военных программ безопасности Центра глобалистики «Стратегия ХХI» (Киев) Павел Лакийчук.

С кем воевать морскими дронами?

Вопрос, вынесенный в этот подзаголовок, по важности не уступает вопросам наличия соответствующих разработок и технологий.

У Украины нет мощного флота, против которого можно было бы направить армаду беспилотных морских дронов. В строю из боевых кораблей только старенький минный заградитель «Балта» и такой же древний средний десантный корабль «Юрий Олефиренко». Кроме этого, полтора десятка боевых катеров разных проектов.

В противовес этому Черноморский флот продолжает наращивать корабельную группировку. В строю три фрегата проекта 11356Р «Буревестник», на «Северной верфи» Санкт-Петербурга строятся два корвета проекта 20380 типа «Стерегущий», один из которых уже проходит ходовые испытания. Четыре малых ракетных корабля проекта 21631 «Буян-М», семь подводных лодок. И это только носители крылатых ракет «Калибр», которыми Россия стреляет по украинским городам. А общее число кораблей и подводных лодок – 89 единиц.

Это серьезные цели, несущие угрозу Украине. Поэтому 11 ноября президент Владимир Зеленский объявил о сборе средств на производство первого в мире флота морских дронов, деньги собирают на фандрайзинговой платформе United24.

«Мы должны защитить акватории наших морей и мирные города от российских ракет, которые запускают с кораблей. Дроны также помогут разблокировать коридор для гражданских судов, доставляющих зерно всему миру. Я уверен, что миллионы людей поддержат это важное направление обороны Украины. И это только для нашей защиты – на чужое мы не претендуем», – заявил Зеленский.

В том же ноябре в Литве собрали деньги на три морских дрона для Украины. Кампанию по сбору средств организовал литовский журналист и телеведущий Андрюс Тапинас.

«Уже в этом месяце первые беспилотники создадут Флот морских дронов. О результатах их работы в скором времени узнаете из новостей и по расстроенным лицам российских пропагандистов», – пообещал министр цифровых технологий Украины Михаил Федоров 7 декабря.

22 марта, когда база ЧФ в Севастополе подверглась очередной атаке морских дронов, возможно проводились испытания новых украинских разработок.


Похожие новости


Темы

Cтатьи

09:54 - 27.10.2023
Военный призыв в Крыму. Можно ли крымчанам избежать службы в российской армии?
09:06 - 13.10.2023
Недвижимость под ударом: в Крыму снижается стоимость жилья и его аренды
18:30 - 10.10.2023
«Такого не было даже при Сталине». В Крыму преследуют за украинские песни
10:09 - 16.09.2023
«Страшилки» и реальность. Кого в Крыму ждет наказание за коллаборационизм?
18:42 - 21.08.2023
Усилить флот. Какие корабли Россия может перебросить в Черное море
19:31 - 11.08.2023
Сельское хозяйство Крыма при России: без свиноводства, без молокозаводов и без будущего
19:45 - 10.08.2023
Авторитет Черноморского флота под вопросом – политики о роли оперативного объединения в войне
10:08 - 10.08.2023
Чудеса экономики по-российски: виноделие в Севастополе стало убыточным
09:42 - 28.07.2023
Камуфляж кораблей Черноморского флота России: попытка спасти их от украинских дронов?
09:34 - 27.07.2023
Вертолетная угроза исходит из Крыма, свидетельствуют спутниковые снимки
19:20 - 13.07.2023
Крымская «буханка» с электрическим мотором
12:45 - 04.07.2023
Избирательное правосудие в Крыму: чиновникам – условные сроки, проукраинским гражданам – реальные
17:27 - 28.05.2023
Деколонизация топонимии. Эксперты рассказали, каким названиям не место на карте Крыма
14:51 - 19.05.2023
Окопы на пляжах и «замки из песка» курортных проектов в Крыму
10:32 - 11.05.2023
Война и спорт – понятия несовместимые: в Севастополе остановилось строительство спорткомплекса и ледового дворца
20:15 - 03.05.2023
Цель №1: чем Украина может ударить по Керченскому мосту
21:45 - 02.05.2023
Мусорная канитель: за девять лет в Севастополе так и не начали строить мусороперерабатывающий завод
11:07 - 22.04.2023
Не суждено построить: обещанные Севастополю мегапроекты практически заморожены
16:59 - 01.04.2023
«Z-безумие и ура-патриотизм» – активисты о ситуации в крымских школах
10:10 - 30.03.2023
«Как будто мы люди второго сорта». Почему крымчан не всегда пускают в Грузию
09:53 - 22.03.2023
Военные заводы – на продажу. Какие предприятия в Феодосии пускают с молотка
19:47 - 14.03.2023
Миллиарды на долгоиграющие проекты: что российские власти хотят построить в Севастополе
10:19 - 11.03.2023
Пять стадий неправды. Как Путин рассказывал о российском захвате Крыма
10:27 - 03.03.2023
«При очередном сильном землетрясении Ялта сложится как карточный домик» – эксперты о сейсмоустойчивости крымских новостроек
18:02 - 22.02.2023
Как Севастополь остался без новых пассажирских катеров из-за «геополитической ситуации»
11:48 - 22.02.2023
Письма крымчан: Чего добился Путин в Крыму?
11:04 - 17.02.2023
Крым, война и «культурно-историческая» экспансия Кремля на Украину
10:39 - 12.02.2023
Топ-5 изобретений украинских военных в войне против РФ
19:13 - 08.02.2023
Почему не работают футбольные санкции в отношении игроков из Крыма?
18:37 - 02.02.2023
«Скрепные» квесты: как древний Херсонес стал местом культа Александра Невского

Другие статьи