Важные новости

«Море» волнуется. Как судостроительный завод под Феодосией оказался не нужен даже пиратам

28.07.2022  /  Категория: Экономика  /  Тема: Аналитика

судостроительный завод «Море»

Строящийся корабль на судостроительном заводе «Море» под Феодосией, апрель 2016 года

К концу этого года судостроительный завод «Море» на побережье Феодосийского залива может полностью остановить свое производство из-за массива имеющихся на заводе проблем. От когда-то более чем тысячного коллектива теперь осталось около трети. С чем это связано и к чему может привести?

Угроза ликвидации

«АО «Судостроительный завод «Море» по причине отсутствия заказов оказалось в тяжелом финансово-экономическом положении и с каждым годом оно ухудшается, растут долги перед поставщиками, контрагентами, банками, долги по оплате за электроэнергию, воду и другие ресурсы. Выплата заработной платы работникам завода и финансирование текущей деятельности в настоящее время обеспечивается практически только за счет заемных средств. Кредиторская задолженность превысила размер уставного фонда АО «СЗ «Море». Над предприятием нависла реальная угроза введения процедуры банкротства и последующей ликвидации». Это отрывок из письма, которое председатель российского Межрегионального профсоюза работников судостроения, судоремонта и морской техники Евгений Васильев направил главе российского правительства Михаилу Мишустину еще в апреле этого года.

Ситуацию на заводе Васильев характеризует как тяжелейшую.

Глава профсоюза сравнивает ситуацию на «Море» до и после аннексии Крыма: с 2014 года численность работников завода сократилась в три раза, а для тех, кто остался, нет достаточно работы. В результате, отмечает Васильев, работники ведущих судостроительных профессий (сборщики корпусов и электросварщики) вынуждены покидать завод в поисках работы на других судостроительных предприятиях.

«К концу 2022 года загрузка производственных рабочих может сократиться до критического уровня, что может привести к полной остановке производства», – говорится в письме.

Также Васильев отмечает, что за последние годы было списано и утилизировано значительное количество станочного оборудования, существенная часть которого была импортной. Теперь оно не может быть замещено с учетом действующих санкций и в связи с отсутствием у завода оборотных средств.

Через месяц главе профсоюза ответили из министерства промышленности России. Там обратили внимание, что в марте этого года все акции предприятия были подарены Объединенной судостроительной корпорации, у которой есть своя концепция развития «Моря». Также, судя по ответу, дальнейшее развитие и загрузка завода будет зависеть в том числе и от того, какие инвестиции на полуостров удастся привлечь.

После передачи акций завода из госкорпорации Ростех в Объединенную судостроительную корпорацию звучали надежды на то, что это поднимет предприятие на ноги.

«Безвозмездная передача акций в состав Объединенной судостроительной корпорации позволит продолжить модернизацию и развитие производственных мощностей», – говорил тогда первый заместитель генерального директора Ростеха Владимир Артяков.

Однако, судя по всему, надежды не оправдались.

В июле российский Межрегиональный профсоюз работников судостроения и судоремонта запустил акцию солидарности в поддержку завода «Море». В заявлении профсоюза сказано, что за прошедшие после передачи акций три с половиной месяца ситуация не только не улучшилась, а только стала усугубляться. Отмечается, что прошло еще одно сокращение рабочих – были уволены 44 человека, а руководство готовит коллектив к введению 20-часовой рабочей недели.

«При этом высшее руководство и руководители подразделений завода продолжают работать в полном составе и полную рабочую неделю, что непосредственно ложится бременем на завод, а следовательно, и на заводчан. От более чем тысячного коллектива профессионалов, способных самостоятельно, без каких-либо посредников, строить и выпускать уникальные корабли и катера военного и гражданского назначения, осталось порядка 350 человек. Политика, проводимая на предприятии, ведет к банкротству завода или преобразованию его просто в сборочную площадку, на заводе и в регионе растет социальная напряженность», – сказано в заявлении.

Надежда на пиратов

Судостроительный завод «Море» был основан в 1938 году. За свою историю предприятие построило более тысячи судов и кораблей различного назначения. С началом аннексии Крыма его подвергли так называемой «национализации».

Первое, что сказали россияне, когда пришли: «Восстановим завод. «Море будет гудеть. Крутили, вертели, но ничего у них не вышло

Сергей Мокренюк

«Первое, что сказали россияне, когда пришли: «Восстановим завод. «Море будет гудеть», – вспоминает феодосиец, экс-начальник Управления по вопросам АРК и Севастополя Министерства по вопросам временно оккупированных территорий Украины Сергей Мокренюк. – Крутили, вертели, но ничего у них не вышло».

По его мнению, возможное закрытие завода будет свидетельствовать о неспособности россиян реально работать в Крыму в условиях санкций. Однако рядовые феодосийцы, считает Мокренюк, в случае остановки «Моря» этого даже не заметят.

«Завод стоит в Приморском – это 12 км от Феодосии, и о том, что он там есть и на нем люди работают, знают те, кто к нему как-то привязан. То, что Феодосийский порт толком не работает – это людям интересно. Что Феодосийский оптический завод или «Судокомпозит» умирают – это людям болит, потому что оно им мозолит глаза, потому что эти объекты стоят в центре города и не работают», – говорит Мокренюк в комментарии Крым.Реалии.

Скептически в отношении будущего развития «Моря» настроен украинский транспортный аналитик Максим Гардус. Он обращает внимание на то, что несмотря на обещания огромных инвестиций в завод, реальные инвестиции оказались весьма скромными.

До начала полномасштабного вторжения России в Украину имеющиеся в России верфи довольно сильны были загружены заказами, были большие госпрограммы, говорит Гардус Крым.Реалии. И в то же время, утверждает он, никто не хотел входить в крымский бизнес и интегрировать в общероссийскую систему украденные активы – из-за боязни возможных последствий.

«Например, предприятие «Черноморнефтегаз» не поглотили ни «Роснефть», ни «Газпром». Крымские железные дороги не присоединили к РЖД. Получается, этот бизнес не вошел в российские крупные структуры, которые умеют лоббировать свои интересы. Ну, а самостоятельно что завод может найти? Пират из Сомали свою шаланду приведет в Крым? Какая страна, которая настолько не боится санкций, приведет свой флот на ремонт в оккупированный Крым? Могучий Приднестровский флот? Гордые флотилии из Южной Осетии?» – задается вопросом эксперт.

Поэтому Гардус не верит ни в перспективы судостроения на «Море», ни в перспективы судоремонта. По его мнению, все промышленные активы в Крыму, которые ориентированы на взаимодействие с внешним миром, а не на внутрикрымскую экономику, находятся в плачевном состоянии и дальше будет только хуже.

«Завод «Море» – несчастный и никому не нужный. Война скорее добьет его, чем позволит ему возродиться, поскольку неразумно строить что-нибудь серьезное там, куда Украина (ВСУ, – прим.) может добить или сможет добить в ближайшие месяцы», – говорит Гардус.


Похожие новости


Темы

Cтатьи

19:10 - 30.09.2022
Уловка отчаяния, которая приведет к еще большим жертвам: западная пресса о присоединении Путиным украинских регионов
12:54 - 29.09.2022
Мобилизация в Крыму: инструмент для борьбы с неугодными для российской власти?
21:17 - 19.09.2022
Учителя, пожарные, полицейские: кто и как ответит за коллаборационизм? Отвечает Гюндуз Мамедов
20:29 - 19.09.2022
Как Украина заставила Черноморский флот России спрятаться за Крым – аналитика
13:41 - 19.09.2022
Ратовал за СССР, погиб за Путина. Жизнь и гибель севастопольского комсомольца Череменова
21:21 - 18.09.2022
Аксенов угрожает крымчанам: что в Крыму под запретом и как избежать репрессий
19:48 - 18.09.2022
Россия на пороге мобилизации? Владимир Путин и поражения в Украине
18:13 - 17.09.2022
Черноморский флот России в Крыму: стратегическое соединение или милитарный «мыльный пузырь»?
17:27 - 15.09.2022
Воинственные иллюзии: чиновники втягивают крымчан в мир фантастической реальности
11:22 - 15.09.2022
«Власти так и не поняли, в чем ценность Крыма» – эксперты о туристическом сезоне
19:36 - 14.09.2022
Зачем в Крыму отмечают день сдачи Севастополя в Крымской войне
09:28 - 14.09.2022
«Перенос боевых действий в Крым вполне возможен». Война в Украине и роль в ней Крымского полуострова
12:59 - 10.09.2022
Репрессивный хит-парад: за какие песни можно пострадать в Крыму
22:12 - 08.09.2022
«Путин сделал одну из самых больших ошибок в истории». Фрэнсис Фукуяма – о будущем Украины и России
19:45 - 08.09.2022
«У Крыма две роли – военного плацдарма и прецедента». Интервью с Виталием Портниковым
20:49 - 07.09.2022
Расследование: Крымский мост – дорога на войну
16:34 - 06.09.2022
Имитация экономики в Крыму: «успехи» только на бумаге
15:03 - 04.09.2022
Превентивная мера. В Крыму угрожают Украине «новым Нюрнбергом»
20:50 - 31.08.2022
Морская пехота США и уроки войны в Украине: «Россия применяет в Украине тактику давно ушедшей эпохи»
21:17 - 30.08.2022
«Напоминает трансляцию с заседания радикальной религиозной секты». Как меняется российская пропаганда во время войны
18:03 - 30.08.2022
Письма крымчан: Какие у страны герои – такова и страна
19:17 - 29.08.2022
Севастопольцы привыкают жить под «хлопки», взрывы и дезинформацию
18:21 - 27.08.2022
«Крымская платформа»: саммит опоздавших
09:45 - 23.08.2022
Письма крымчан: Патриотический беспредел
19:19 - 18.08.2022
Наступление на юге и взрывы в Крыму: что стоит на кону перед Киевом и Москвой
16:18 - 15.08.2022
Крым в логистике Кремля: сухопутный коридор, которого нет
18:58 - 13.08.2022
«Серая зона» для сбыта награбленного»: в схеме продажи Россией украинского зерна нашли элеватор из Крыма
17:35 - 06.08.2022
Севастопольский манифест: «А теперь и в области балета мы позади планеты всей»
20:22 - 04.08.2022
Как Киркоров гастролировал по Крыму во время войны
20:30 - 31.07.2022
«Пушечное мясо» и билет в один конец. Как в России набирают наемников на войну в Украине

Другие статьи