Важные новости

Севастопольский аэропорт улетает под крыло Ротенбергов

30.10.2021  /  Категория: Экономика

сюжет с превращением севастопольского аэропорта Бельбек в пассажирскую воздушную гавань

Затянувшийся на несколько лет сюжет с превращением севастопольского аэропорта Бельбек в пассажирскую воздушную гавань близок к завершению. Фактическим победителем конкурса на реконструкцию аэропорта признана Региональная строительная компания, входящая в орбиту бизнес-империи семьи Ротенбергов, которой в прошлом году было доверено строительство Южных очистных сооружений в Севастополе.

Относительно небольшой размер контракта – 1,2 млрд рублей – подразумевает, что работы должны быть завершены быстро, так что уже к середине нынешнего десятилетия севастопольцы, скорее всего, смогут летать по России, пользуясь близлежащим аэропортом. Эксперты транспортно-логистической отрасли считают, что у Бельбека есть хорошие перспективы роста пассажиропотока, хотя специфика пассажирского профиля аэропорта по-прежнему не вполне понятна.

Запоздалый, но предсказуемый итог

Конкурс на выполнение строительно-монтажных работ по проекту «Реконструкция и развитие гражданского сектора аэропорта Бельбек» стоимостью 1,198 млрд рублей был объявлен 28 сентября, для подачи заявок был установлен срок до 20 октября.

Как следует из опубликованного 27 октября протокола рассмотрения и оценки вторых частей заявок, участвовать в тендере пожелали всего две организации – ООО «Региональная строительная компания» и публично-правовая «Военно-строительная компания». Соответствующей требованиям федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (44-ФЗ) и документации конкурса была признана только первая заявка.

По данным онлайн-баз раскрытия корпоративной информации, ООО «Региональная строительная компания» (РСК) зарегистрирована в Москве, её выручка в прошлом году составила 3,665 млрд рублей, чистая прибыль – 49 млн рублей.

В аэропортовых подрядах РСК не новичок – ранее она работала в московских аэропортах Внуково и Шереметьево, а сейчас реализует серию проектов в аэропорту Южно-Сахалинска. Почти одновременно с решением конкурсной комиссии по Бельбеку стало известно, что в этом дальневосточном аэропорту РСК, помимо пассажирского терминала, будет строить новую взлётно-посадочную полосу стоимостью 12,1 млрд рублей.

В Севастополе РСК также присутствует не первый день. В сентябре прошлого года компания подписала контракт на строительство Южных очистных сооружений, унаследовав этот проект-долгострой от прежнего скандально известного подрядчика ООО «Биотехпрогресс». 2 млрд рублей, выделенные ему на начало работ по федеральной целевой программе развития Крыма, преимущественно растворились в воздухе, оставив за собой очередной шлейф уголовных дел против севастопольских чиновников.

Генеральный директор и владелец 49-процентной доли РСК Борис Сакун известен как давний партнёр строителя Крымского моста Аркадия Ротенберга. Несколько лет назад он возглавлял компанию «Трансстроймеханизация», входившую в структуру холдинга Ротенберга «Мостотрест» и занимавшуюся рядом аэропортовых крупных проектов. А контролирующим владельцем РСК с долей в 51% является столичное ООО «Гарант», которое, в свою очередь, принадлежит другому известному получателю аэропортовых подрядов – АО «Трансстройинвест». Бенефициаром одноимённой группы выступает бизнесмен Алексей Фоменко, ещё один партнёр Аркадия Ротенберга.

Такое развитие событий вокруг аэропорта Бельбек прогнозировалось давно. Ещё в 2019 году информагентство «ФедералПресс» со ссылкой на собственные источники сообщало, что строить его, возможно, будут структуры Аркадия Ротенберга. Правда, тогда предполагалось, что строительно-монтажные работы начнутся в 2020 году, а первых пассажиров аэропорт примет годом позже.

В тени «большого брата»

О создании на базе Бельбека гражданского аэропорта еще с начала 2000-х и в 2009-м он стал аэродромом двойного назначения, пассажирские рейсы были организованы в Киев и Москву. До аннексии Крыма аэропорт «Бельбек» принадлежал украинскому олигарху Игорю Коломойскому. Подконтрольные России местные власти забрали его в рамках «национализации».

С 2014 года много говорили о «гражданском аэропорте Бельбек», но за последующие несколько лет какого-то принципиального продвижения севастопольского проекта не происходило, напоминает главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. Тем не менее, добавляет он, от развития Бельбека как гражданского проекта никто не отказывался – скорее всего, этот аэропорт просто не был первоочередной инфраструктурной задачей, поскольку сначала требовалось реконструировать весь аэропортовый комплекс в Симферополе, не говоря уже о строительстве Крымского моста и трассы «Таврида».

Реконструкция аэропорта Бельбек, который прежде использовался главным образом для военной авиации, была изначально заложена в ФЦП «Развитие Крыма и Севастополя до 2020 года», на эти цели планировалось направить 1,7 млрд рублей.

В марте 2016 года правительство РФ придало гражданскому сектору Бельбека статус филиала международного аэропорта Симферополя, но из средств ФЦП ожидалось только финансирование строительства перрона, топливно-заправочного комплекса и закупки аэронавигационного оборудования. Остальное – реконструкцию взлётно-посадочной полосы и строительство аэровокзального комплекса – должен был провести некий частный инвестор.

Весной 2017 года оказалось, что желающих вкладывать в Бельбек собственные деньги нет, после чего вице-премьер Дмитрий Козак пригрозил тогдашнему губернатору Севастополя Дмитрию Овсянникову исключить аэропорт из ФЦП.

В конце 2018 года, когда Севастополь получил 6% акций ОАО «Международный аэропорт Симферополь», власти города заверили, что построить гражданский сектор Бельбека планируется в 2019-2020 годах. Тогда же сообщалось о завершении реконструкции взлётно-посадочной полосы, способной принимать тяжёлую транспортную авиацию и пассажирские лайнеры.

Но лишь в начале 2020 года аэропорт Симферополя объявил, что начал формировать пул компаний, заинтересованных участвовать в тендере на строительство в Бельбеке пассажирского терминала.

В обновлённой версии ФЦП, уже до 2025 года, севастопольский проект остался, но с пометкой: «Строительство аэровокзального комплекса аэропорта Бельбек (мероприятие будет реализовано за счёт средств частных инвесторов) осуществляется ООО «Международный аэропорт Симферополь» за счёт собственных средств». Окончательно зелёный свет для Бельбека, похоже, зажёгся после того, как в августе этого года аэропорт посетил глава Росавиации Александр Нерадько, а на совещании в Севастополе с его участием обсудили сертификацию Бельбека по нормам гражданской авиации.

Через несколько дней после этого Государственный комитет конкурентной политики Крыма объявил конкурс на выполнение строительно-монтажных работ, заказчиком которых значится АО «Международный аэропорт Симферополь». Однако в разделе «Источник финансирования» конкурсной документации таковым названы бюджетные инвестиции целевого назначения, определённые крымской ФЦП; 30-процентное авансирование по контракту подлежит сопровождению управления Федерального казначейства по Севастополю.

В техническом задании указано, что исполнитель контракта должен построить перрон на четыре воздушных судна, две площадки для вертолётов типа Ми-8, два контрольно-пропускных пункта, очистные сооружения, инженерные сети и другие объекты. На выполнение контракта дается год с момента его подписания.

Стройка без фанатизма

Сам по себе размер контракта (1,2 млрд рублей были объявлены начальной и максимальной суммой) свидетельствует о том, что в Бельбеке решили обойтись без очередных мегапроектов.

«Реконструировать Бельбек можно относительно быстро, поскольку это не должен быть аэропорт мирового масштаба с большим терминалом, – говорит Роман Гусаров. – Риск, что в севастопольский аэропорт будет «закопано» много денег, относительно невелик, поскольку на федеральные средства сейчас претендуют многие аэропорты – отдавать явное преимущество кому-то одному вряд ли будет обоснованным, тем более есть ещё аэропорты Дальнего Востока и других удалённых регионов. Севастопольский аэропорт должен быть компактным, а с учётом климата можно даже использовать легковозводимые конструкции».

Появление на стройке в Бельбеке РСК, уже имеющей опыт работы в куда более крупных аэропортах, также позволяет предположить, что привычных проблем с севастопольскими объектами ФЦП не возникнет.

Как показывает практика реализации крымской ФЦП, эффективность реализации мероприятий зависит от того, кто строит конкретные объекты, отмечает экономический обозреватель Денис Селезнёв. По его словам, типичные проблемы возникают с проектированием, когда проект и смета не соответствуют реалиям. В результате в дальнейшем либо прогорает компания-подрядчик, либо приходится увеличивать бюджет строительства, что приводит к задержке сдачи объекта на год-два.

«В Севастополе такая ситуация почему-то повторяется особенно часто – сейчас, например, есть серьёзные проблемы со строительством двух крупных больниц, которые никак не могут вывести из состояния котлована. Представляется, что причина заключается именно в низком качестве проектирования», – считает эксперт.

Если за проект берётся крупная столичная компания, как это было с трассой «Таврида» или Крымским мостом, приводит пример Денис Селезнёв, то за результат можно не переживать, хотя и в этом случае возможны задержки, как в случае с больницей имени Семашко в Симферополе. Если же подключается какая-нибудь компания, аффилированная с местной властью, провалы почти неизбежны. Не исключено, допускает Селезнёв, что сдача севастопольского аэропорта всё же затянется на какое-то время – это в целом нормальная практика, – но с высокой вероятностью его построят хорошо и без скандалов.

Уже известно, что разработчиком проекта в Бельбеке является ФГУП «Главное военно-строительное управление № 7», часть работ по проектированию в качестве субподрядчика осуществлял 20-й Центральный проектный институт. Эта организация, созданная на базе советского проектно-изыскательского бюро «Военаэропроект», специализируется в том числе на проектировании военных аэродромов.

Пассажиры неясного класса

По мнению Романа Гусарова, с совмещением в Бельбеке военных и гражданских функций особых проблем не предвидится.

«Аэродромы двойного назначения существуют по всей стране, в советское время это вообще была нормальная практика, и сейчас в ряде крупных аэропортов наподобие новосибирского Толмачёво отдельные полосы используются совместно гражданскими и военными самолётами. Управление воздушным движением сейчас единое, нет отдельных гражданского и военного сегментов, и здесь каких-то коллизий возникнуть не должно», – считает эксперт.

Однако ещё нужно понять, на какой тип пассажиропотока будет рассчитан аэропорт. В начале прошлого года сообщалось, что Бельбек сможет принимать самолёты типа Ан-24, Gulfstream V, Airbus A319, Ту-204, Ту-214 и вертолёты всех типов. Если исключить из этого списка морально устаревшие Ан-24 и немногочисленные Ту-204 и 214, то остаются A319 – одна из самых распространённых моделей массовых авиаперевозок – и популярный среди деловых путешественников бизнес-джет Gulfstream V вместимостью до 19 пассажиров.

В апреле 2019 года генеральный директор аэропорта Симферополя Евгений Плаксин говорил, что основным направлением развития пассажирских перевозок в Бельбеке станет именно деловая авиация. Однако эксперты считают, что потенциал Бельбека гораздо больше.

Генеральный директор консалтинговой компании «Инфра Проекты» Алексей Безбородов напоминает, что в Краснодарском крае успешно функционируют четыре аэропорта федерального значения – Краснодар, Сочи, Анапа и Геленджик. «Почему бы не построить в Крыму, где население активно увеличивается, всего лишь второй аэропорт? Туристический поток на полуостров будет расти, и Бельбек сможет обслуживать не только Севастополь, но и Евпаторию и западную часть Большой Ялты. Тогда у отдыхающих будет возможность выбора между двумя крымскими аэропортами точно так же, как сейчас туристы выбирают те аэропорты Кубани, которые ближе к месту их назначения. Это нормальная мировая практика», – считает эксперт.

Полноценный пассажирский аэропорт Севастополю как минимум не помешает, соглашается Роман Гусаров. Симферопольский аэропорт, отмечает он, уже обслуживает более 5 млн пассажиров в год, поток будет расти и дальше, поэтому Бельбек позволит существенно разгрузить главный аэропорт Крыма. Самое главное, считает эксперт, что у Севастополя есть собственный пассажиропоток, помимо сезонных туристов:

«Севастополь – это крупный город и к тому же отдельный субъект федерации и город федерального значения. Севастополь генерирует не только туристический пассажиропоток в чистом виде, но и является местом притяжения для деловых пассажиров. В рентабельности севастопольского аэропорта можно не сомневаться – аэропортовый бизнес в России сейчас в принципе выгоден. Инвестиции в аэропортовую инфраструктуру в перспективе десяти лет хорошо просчитываются на основе прогнозного пассажиропотока».


Похожие новости


Темы

Cтатьи

09:54 - 27.10.2023
Военный призыв в Крыму. Можно ли крымчанам избежать службы в российской армии?
09:06 - 13.10.2023
Недвижимость под ударом: в Крыму снижается стоимость жилья и его аренды
18:30 - 10.10.2023
«Такого не было даже при Сталине». В Крыму преследуют за украинские песни
10:09 - 16.09.2023
«Страшилки» и реальность. Кого в Крыму ждет наказание за коллаборационизм?
18:42 - 21.08.2023
Усилить флот. Какие корабли Россия может перебросить в Черное море
19:31 - 11.08.2023
Сельское хозяйство Крыма при России: без свиноводства, без молокозаводов и без будущего
19:45 - 10.08.2023
Авторитет Черноморского флота под вопросом – политики о роли оперативного объединения в войне
10:08 - 10.08.2023
Чудеса экономики по-российски: виноделие в Севастополе стало убыточным
09:42 - 28.07.2023
Камуфляж кораблей Черноморского флота России: попытка спасти их от украинских дронов?
09:34 - 27.07.2023
Вертолетная угроза исходит из Крыма, свидетельствуют спутниковые снимки
19:20 - 13.07.2023
Крымская «буханка» с электрическим мотором
12:45 - 04.07.2023
Избирательное правосудие в Крыму: чиновникам – условные сроки, проукраинским гражданам – реальные
17:27 - 28.05.2023
Деколонизация топонимии. Эксперты рассказали, каким названиям не место на карте Крыма
14:51 - 19.05.2023
Окопы на пляжах и «замки из песка» курортных проектов в Крыму
10:32 - 11.05.2023
Война и спорт – понятия несовместимые: в Севастополе остановилось строительство спорткомплекса и ледового дворца
20:15 - 03.05.2023
Цель №1: чем Украина может ударить по Керченскому мосту
21:45 - 02.05.2023
Мусорная канитель: за девять лет в Севастополе так и не начали строить мусороперерабатывающий завод
11:07 - 22.04.2023
Не суждено построить: обещанные Севастополю мегапроекты практически заморожены
16:59 - 01.04.2023
«Z-безумие и ура-патриотизм» – активисты о ситуации в крымских школах
10:10 - 30.03.2023
«Как будто мы люди второго сорта». Почему крымчан не всегда пускают в Грузию
09:53 - 22.03.2023
Военные заводы – на продажу. Какие предприятия в Феодосии пускают с молотка
19:47 - 14.03.2023
Миллиарды на долгоиграющие проекты: что российские власти хотят построить в Севастополе
10:19 - 11.03.2023
Пять стадий неправды. Как Путин рассказывал о российском захвате Крыма
10:27 - 03.03.2023
«При очередном сильном землетрясении Ялта сложится как карточный домик» – эксперты о сейсмоустойчивости крымских новостроек
18:02 - 22.02.2023
Как Севастополь остался без новых пассажирских катеров из-за «геополитической ситуации»
11:48 - 22.02.2023
Письма крымчан: Чего добился Путин в Крыму?
11:04 - 17.02.2023
Крым, война и «культурно-историческая» экспансия Кремля на Украину
10:39 - 12.02.2023
Топ-5 изобретений украинских военных в войне против РФ
19:13 - 08.02.2023
Почему не работают футбольные санкции в отношении игроков из Крыма?
18:37 - 02.02.2023
«Скрепные» квесты: как древний Херсонес стал местом культа Александра Невского

Другие статьи