Важные новости

Индустриальные парки Крыма: шесть лет обманутых ожиданий

10.01.2021  /  Категория: Экономика  /  Тема: Аналитика

железнодорожная грузовая станция в Феодосии

Перевозка железнодорожных грузов в Феодосии. Иллюстрационное фото

Концепцию строительства парков – будущих индустриальных центров Крыма – российские власти начали разрабатывать уже в 2014 году. Первоначально парки планировалось создать в Бахчисарае, Севастополе, Джанкое и Щелкино, но вскоре два последних города заменили на Феодосию и Евпаторию. Впоследствии от идеи строительства парка в Евпатории отказались – предварительная стоимость строительства превысила финансовый лимит, предусмотренный федеральной целевой программой развития Крыма и Севастополя.

К проектным работам должны были приступить в 2016 году, окончание строительства индустриальных парков планировали на 2019-й. На сегодня строительно-монтажные работы начались только в Феодосии, в Бахчисарае лишь приступят к проектным изысканиям, о ситуации в Севастополе, где до начала строительства тоже еще очень далеко, подробно рассказывалось здесь.

Бахчисарайские кочки

В последней декаде декабря, наконец, определен подрядчик разработки проектно-сметной документации строительства индустриального парка «Бахчисарай». Соответствующее распоряжение российского главы Крыма опубликовано на официальном портале российского правительства республики.

«Определить ООО «Крымстройпроект» единственным исполнителем по государственному контракту, предметом которого является выполнение проектно-изыскательских работ по объекту «Индустриальный парк «Бахчисарай», Республика Крым», с ценой контракта 23 331 921 рублей», – говорится в тексте распоряжения. Работы должны быть выполнены до 31 декабря 2021 года.

Подобных распоряжений в декабре на портале сотни. На чиновничьем языке это называется «законтрактовать до конца года». Вроде бы как процесс пошел и можно поставить галочку.

Между тем осуществить госзакупку на выполнение проектно-изыскательских работ по данному объекту крымское правительство пытается с ноября 2018 года и все безуспешно. Желающих заниматься сложным и потенциально проблемным объектом найти не удавалось, пока чиновники не получили подарок от Госдумы России, которая отдельным законом разрешила Крыму и Севастополю без конкурса определять подрядчиков, поставщиков и исполнителей.

Так, например, указанное ООО «Крымстройпроект» (ИНН 9102208290, КПП 910201001) зарегистрировано в Симферополе в августе 2016 года, учредитель и гендиректор Гайнутдинов Марат Михайлович. Уставный капитал микропредприятия – 10000 рублей, среднесписочная численность сотрудников – 5 человек.

За последние два года «Крымстройпроект» поучаствовал в десяти госзакупках на общую сумму 53,5 млн рублей.

Гайнутдинов Марат Михайлович также является учредителем и гендиректором ООО «Стройпрокатсервис», зарегистрированного в 2015 году в Воронеже. Это предприятие в госзакупках не участвовало.

А хроника индустриального парка в Бахчисарае такова.

Впервые о нем заговорили еще при украинской власти. В сентябре 2013 года Бахчисарайский городской голова Константин Рубаненко рассказал: «В парке разместятся четыре предприятия: одно крупное и три поменьше. Но все может меняться в зависимости от предложений инвестора».

По словам мэра, парк должны разместить на территории бывших персиковых садов возле Симферопольской трассы. Рубаненко пояснил, что хотел бы видеть в индустриальном парке заводы, связанные с сельским хозяйством, например, производством соков.

Начались активные переговоры по этому вопросу с турецкими бизнесменами, было готово технико-экономическое обоснование. Аннексия Крыма Россией спутала все карты.

За идею, находившуюся в стадии концепции, ухватились уже российские власти. К августу 2014 года министерство промышленности и торговли России разработало концепцию создания в Крыму четырех индустриальных парков, в том числе и в Бахчисарае, где под эти цели предусматривалось выделение земельного участка площадью 32 га в двух километрах от железнодорожной станции.

Отмечалось, что уже готов мастер-план (то есть использованы украинские наработки – КР). В Бахчисарайском индустриальном парке предполагалось организовать выпуск стройматериалов и сельхозтехники, а также, возможно, размещение предприятий парфюмерной и фармакологической отраслей.

В апреле 2016-го идею парка в Бахчисарае все еще обсуждали, а в августе того же года местные депутаты передали в республиканскую собственность участок земли площадью около 100 гектаров в районе завода «Стройиндустрия».

В августе 2018 года вице-премьер российского правительства Крыма Виталий Нахлупин сообщил: «Строительно-монтажные работы на площадках двух индустриальных парков, «Феодосия» и «Бахчисарай», начнутся в текущем году. Реализация этих проектов идет по графику. Сроки завершения работ – конец 2019-го – начало 2020 года».

Через два месяца вице-премьера Нахлупина задержали по делу о крупной взятке, и он до сих пор под следствием, а дела по индустриальному парку в Бахчисарае не продвинулись, практически ни насколько.

В 2019 году крымские власти то обсуждали «реализацию мероприятий по созданию на территории республики индустриальных парков «Бахчисарай» и «Феодосия», то заявляли, что их откроют уже в 2022 году.

В марте 2020 года председатель Комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков объяснил, почему заморожен проект строительства индустриальных парков в Феодосии и Бахчисарае: «Деньги есть – 2 миллиарда рублей. Они зарезервированы. По парку были проблемы, связанные с подготовкой проектно-сметной документации, что у нас, к сожалению, часто бывает. То, что подготовили, не соответствовало требованиям. Сейчас документация должна быть переделана».

Депутат Госдумы считает, что тех, кто готовил предыдущую документацию, необходимо привлечь к уголовной ответственности. Пока об уголовных делах и поиске виновных ничего не слышно.

Феодосийские переносы

Индустриальный парк «Феодосия» планируют построить на площади 122,3 га. Тип парка – greenfield. Земельный участок расположен в 2,5 км к северо-западу от села Насыпное под Феодосией.

В марте 2018 года было объявлено о проведении аукциона для определения подрядчика, заказчиком выступило министерство экономического развития Крыма. По оценке ведомства, стоимость строительства – 1 миллиард 255 миллионов рублей. Сдача работ – сентябрь 2020 года. Однако, аукцион вскоре отменили из-за смены заказчика: теперь им стало «Инвестиционно-строительное управление Республики Крым».

«На объект «Индустриальный парк «Феодосия» получено положительное экспертное заключение ФАУ «Главгосэкпертиза России» о проектной документации, результатам инженерных изысканий и достоверности определения сметной стоимости возведения парка, – рассказывал в августе 2018 года первый заместитель начальника Службы капитального строительства Крыма Константин Ярычевский. – В настоящее время ИП «Феодосия» включен в план закупок и в план-график. Завершить строительно-монтажные работы планируется к 2020 году».

По индустриальному парку в Феодосии тендер на производство строительно-монтажных работ стоимостью 1,176 млрд рублей выиграло ООО «Группа инвестиционных предприятий «Монолит» (ИНН 9102053061, КПП 910201001), зарегистрированное в Симферополе в 2013 году и перерегистрированное в российском законодательном поле в 2014 году.

Учредитель – Родионов Александр Андреевич. С 2017 года «Монолит» выиграл 7 госзакупок на общую сумму более 2,84 млрд рублей.

«Монолит» тесно связан с известной в Крыму компанией ООО «Инвестиционная группа «Неаполь». Обе организации даже находятся по одному адресу.

Сроки завершения строительства феодосийского индустриального парка переносились не единожды. Так, в декабре 2019 года сообщалось о планах по окончанию работ в сентябре 2021 года. В июне 2020-го была озвучена новая дата – 31 августа 2022 года. В сентябре 2020-го заговорили уже о марте 2023-го.

«В настоящее время в Феодосии ведутся работы подготовительного периода, срезается почвенно-растительный слой, обустроен временный строительный городок, прокладываются технологические проезды, произведена очистка от взрывоопасных предметов, выполнена геодезическая разбивочная основа и производится вертикальная планировка участка», – сообщало в июне Минэкономразвития Крыма.

В сентябре говорилось о строительстве административно-бытового корпуса. Как сообщил руководитель проекта ГКУ «Инвестсрой» Егор Королев, «есть небольшое отставание в обустройстве административно-бытового корпуса. Пока не приступили к фундаментам. Есть отставание порядка 20 рабочих дней».

Более свежих данных по реализации проекта индустриального парка «Феодосия» нет.

Геннадий Кравченко

Крым.Реалии


Похожие новости


Темы

Cтатьи

09:54 - 27.10.2023
Военный призыв в Крыму. Можно ли крымчанам избежать службы в российской армии?
09:06 - 13.10.2023
Недвижимость под ударом: в Крыму снижается стоимость жилья и его аренды
18:30 - 10.10.2023
«Такого не было даже при Сталине». В Крыму преследуют за украинские песни
10:09 - 16.09.2023
«Страшилки» и реальность. Кого в Крыму ждет наказание за коллаборационизм?
18:42 - 21.08.2023
Усилить флот. Какие корабли Россия может перебросить в Черное море
19:31 - 11.08.2023
Сельское хозяйство Крыма при России: без свиноводства, без молокозаводов и без будущего
19:45 - 10.08.2023
Авторитет Черноморского флота под вопросом – политики о роли оперативного объединения в войне
10:08 - 10.08.2023
Чудеса экономики по-российски: виноделие в Севастополе стало убыточным
09:42 - 28.07.2023
Камуфляж кораблей Черноморского флота России: попытка спасти их от украинских дронов?
09:34 - 27.07.2023
Вертолетная угроза исходит из Крыма, свидетельствуют спутниковые снимки
19:20 - 13.07.2023
Крымская «буханка» с электрическим мотором
12:45 - 04.07.2023
Избирательное правосудие в Крыму: чиновникам – условные сроки, проукраинским гражданам – реальные
17:27 - 28.05.2023
Деколонизация топонимии. Эксперты рассказали, каким названиям не место на карте Крыма
14:51 - 19.05.2023
Окопы на пляжах и «замки из песка» курортных проектов в Крыму
10:32 - 11.05.2023
Война и спорт – понятия несовместимые: в Севастополе остановилось строительство спорткомплекса и ледового дворца
20:15 - 03.05.2023
Цель №1: чем Украина может ударить по Керченскому мосту
21:45 - 02.05.2023
Мусорная канитель: за девять лет в Севастополе так и не начали строить мусороперерабатывающий завод
11:07 - 22.04.2023
Не суждено построить: обещанные Севастополю мегапроекты практически заморожены
16:59 - 01.04.2023
«Z-безумие и ура-патриотизм» – активисты о ситуации в крымских школах
10:10 - 30.03.2023
«Как будто мы люди второго сорта». Почему крымчан не всегда пускают в Грузию
09:53 - 22.03.2023
Военные заводы – на продажу. Какие предприятия в Феодосии пускают с молотка
19:47 - 14.03.2023
Миллиарды на долгоиграющие проекты: что российские власти хотят построить в Севастополе
10:19 - 11.03.2023
Пять стадий неправды. Как Путин рассказывал о российском захвате Крыма
10:27 - 03.03.2023
«При очередном сильном землетрясении Ялта сложится как карточный домик» – эксперты о сейсмоустойчивости крымских новостроек
18:02 - 22.02.2023
Как Севастополь остался без новых пассажирских катеров из-за «геополитической ситуации»
11:48 - 22.02.2023
Письма крымчан: Чего добился Путин в Крыму?
11:04 - 17.02.2023
Крым, война и «культурно-историческая» экспансия Кремля на Украину
10:39 - 12.02.2023
Топ-5 изобретений украинских военных в войне против РФ
19:13 - 08.02.2023
Почему не работают футбольные санкции в отношении игроков из Крыма?
18:37 - 02.02.2023
«Скрепные» квесты: как древний Херсонес стал местом культа Александра Невского

Другие статьи