Важные новости

«Не нужно будет бегать по инстанциям». Снавер Сейтхалилев – об онлайн-услугах для Крыма и Донбасса

15.07.2020  /  Категория: Политика  /  Тема: Интервью

Первого июля 2020 Кабинет министров Украины назначил крымчанина Снавера Сейтхалила на должность заместителя министра по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий. Крымский татарин занимается цифровой трансформацией и цифровизацией. Чтобы узнать, что стоит за этими понятиями и улучшат ли они жизнь крымчан, журналисты Крым.Реалии наведались в кабинет замминистра.

Снавер Сейтхалил

Снаверу 38 лет. Он – переселенец из Крыма. За его плечами – факультет международных отношений Босфорского университета (Турция) и курс MBA Массачусетского технологического университета (США). Он владеет пятью языками (родным крымскотатарским, украинским, русским, турецким, английским) и учит еще два (немецкий и арабский). После 16 лет в бизнесе, в течение которых Сейтхалил прошел путь от оператора телекоммуникационной сети до главы компании, он пришел на работу в украинское министерство.

Вы были генеральным директором инвестиционной компании Astem, которая занимается телекоммуникационными сетями, агробизнесом и недвижимостью. Зачем вы пошли работать в министерство?

– Сложный вопрос. На самом деле работа в министерстве – это участие в таком масштабном проекте, как цифровая трансформация страны. Это большой драйв и большая амбициозная задача. Я четко понимаю, что, упростив какую-то конкретно взятую услугу, мы можем облегчить жизнь миллионам людей.

Вы почти две недели – на посту заместителя министра. Что уже успели сделать?

Речь идет о создании единой платформы, где будут собираться все правонарушения, происходящие на оккупированных территориях

– Все, что связано с гражданами, мы делим на два направления – работа с жителями, которые находятся на оккупированных территориях, и гражданами Украины, которые вынуждены были оттуда переехать. Для первых проводится аудит услуг. Например, если есть какая-то государственная услуга, которая доступна для всех, но недоступна для жителей временно оккупированных территорий – это нужно проанализировать. Также есть большой проект – Центр документирования правонарушений. Речь идет о создании единой платформы, где будут собираться все правонарушения, происходящие на оккупированных территориях. Туда человек сможет подать заявление о том, что ущемлены или нарушены его права и интересы.

Что это даст жителям аннексированного Крыма?

– Человеку не нужно будет бегать по разным инстанциям, он сможет начать процесс в одном месте, и система будет его автоматически направлять, например, в прокуратуру. У нас будет накапливаться информация: сколько правонарушений произошло, сколько людей ущемили в правах. Это все будет собираться для дальнейших политических решений.

В аннексированном Крыму вступил в силу указ президента России, по которому люди без российского паспорта не смогут владеть землей. Если они добровольно не продадут свои участки в течение года, то те изымут и реализуют на аукционе. Как быть в такой ситуации?

– Люди смогут информировать Украину о том, что нарушены их права. Будет работать контактный центр. Здесь, на материке, есть прокуратура Крыма, полиция, другие силовые ведомства, куда человек может подать заявление. Цифровая часть контактного центра, которой я занимаюсь, обеспечит доступность услуг, чтобы все можно было сделать, не выезжая с временно оккупированной территории.

Это немного напоминает механизм украинского Единого государственного реестра досудебных расследований. Только туда сообщение о преступлении вносит полиция и прокуратура, а тут гражданин заявляет о правонарушении в контактный центр...

– Здесь есть другой компонент. Очень много уже открытых производств в прокуратуре, полиции и разных судах. Эта информация сильно фрагментирована – тяжело сделать общую аналитику: сколько на данный момент правонарушений, где они зафиксированы, кто ими занимается, на каком они этапе, какие дела уже направили в ЕСПЧ. Все это на уровне государства нужно будет консолидировать. Как раз для это создается контактный центр.

По теме:

«Мы не люди, мы – скот»: «приключения» на админгранице с Херсонщиной глазами севастопольца

По скайпу можно будет давать свидетельские показание для полиции, прокуратуры и других правоохранительных органов Украины?

Мы планируем создать условия для наших граждан, чтобы учитывалась специфика временно оккупированных территорий

– Это одна из задач Центра документирования правонарушений. Мы планируем создать условия для наших граждан, чтобы учитывалась специфика временно оккупированных территорий. Например, в банковской сфере европейских стран уже активно применяется верификация с помощью видеозвонков. Именно так банк устанавливает личность клиента.

Какова Ваша задача как замминистра по цифровизации?

– Макрозадача – до 2023 года перевести абсолютно все государственные услуги в онлайн. Сервисы, пока недоступные для жителей оккупированных территорий, мы сделаем доступными. Для их получения крымчанам и жителям оккупированного Донбасса нужно будет один раз приехать на подконтрольную Украине территорию, получить здесь цифровую подпись (в банке или др. аккредитованном учреждении) и с этой подписью – доступ на портал «Дія». Речь идет обо всем перечне услуг: пенсиях, паспортах, образовании… При этом мы понимаем, что подать заявление на паспорт можно будет удаленно, а вот для его получения нужно будет сюда приехать.

Какие еще онлайн-услуги от Украины смогут получать крымчане?

– Мы понимаем, что у людей есть жизненный цикл. Когда рождается человек, появляется перечень услуг, которые он должен получить, – свидетельство о рождении. Есть пакет «Є-малятко», который предоставляется по одному заявлению. Движемся дальше – дошкольное образование, школа, университет, замужество, пенсия. Государство должно предвидеть все этапы жизненного цикла и быть готовым предоставить те или иные услуги. Именно такой подход сейчас действует в министерстве цифровой трансформации и в других министерствах. Это предиктивная (прогнозируемая – КР) функция государства.

Как жители аннексированного Крыма будут регистрировать факт рождения ребенка после цифровой трансформации?

– Сейчас идет обсуждение – нужны или не нужны суды для установления факта рождения на оккупированной территории. Нужно облегчить процесс и в то же время соблюсти все вопросы, связанные с общей безопасностью (Украины – КР). Действующая процедура с ЗАГСами и судами для нас неприемлема, она будет меняться.

Документы российского образца не признаются Украиной. Как быть крымчанам с оформлением имущества, завещанием или дарственной? Будет ли онлайн-нотариат?

– Этим вопросом сейчас занимается Минюст. Это общая тенденция по стране, она не сфокусирована только на жителях оккупированных территорий. Эта опция (нотариальные услуги в онлайне – КР) будет доступна всем.

Когда можно будет получить справку переселенца в режиме онлайн?

– Мы планируем в ускоренном режиме все это подготовить. Сейчас идет активная работа с минсоцполитики, потому что они являются держателями Реестра внутренне перемещенных лиц. Планируется либо полный перевод услуги в онлайн, либо это будет просто выписка (из реестра ВПЛ – КР). Подготовка подразумевает изменения в нормативно-правовых актах и, соответственно, техническую имплементацию. Этот процесс займет как минимум два-три месяца.

Когда иностранные журналисты, планирующие работать в аннексированном Крыму и на Донбассе, смогут получать разрешение по упрощенной процедуре? Без длительного ожидания и бумажной волокиты?

– Доступ иностранных и украинских журналистов мы будем цифровизировать, чтобы не делалась ручная работа. Мы планируем это реализовать до конца года.

Как это будет выглядеть схематично?

Украина успешно пройдет путь цифрового развития и обязательно окажется среди самых продвинутых цифровых стран мира

– Журналист заходит на сайт, подает заявление и прилагает свои документы. Мы эту схему уже обсуждали с Постоянным представительством Украины в Крыму. Дальше журналист отправляет документы на согласование и хотя бы один раз приезжает на подконтрольную Украине территорию. На данный момент оформление разрешения на работу занимает недели – мы планируем сократить этот срок.

Какова Ваша главная цель, ради которой Вы – в министерстве?

– Два года назад мало кто понимал, что такое государство в смартфоне. Сейчас многие уже пользуются приложением «Дія». Через два года это будет восприниматься как должное. Есть опыт стран, которые уже вышли на 100% государственных услуг в онлайне. Это, например, Сингапур, Эстония. Общий тренд в том, что все услуги цифровизируются. Для Украины это с одной стороны вызов, а с другой стороны хорошая возможность. Я уверен, что Украина успешно пройдет путь цифрового развития и обязательно окажется среди самых продвинутых цифровых стран мира. Вместе с командой мы будем работать именно в этом направлении.

Эльвина Сеитбуллаева

Крым.Реалии

Предыдущая новость:

Виталий Портников: Закон Володина


Похожие новости


Темы

Cтатьи

09:54 - 27.10.2023
Военный призыв в Крыму. Можно ли крымчанам избежать службы в российской армии?
09:06 - 13.10.2023
Недвижимость под ударом: в Крыму снижается стоимость жилья и его аренды
18:30 - 10.10.2023
«Такого не было даже при Сталине». В Крыму преследуют за украинские песни
10:09 - 16.09.2023
«Страшилки» и реальность. Кого в Крыму ждет наказание за коллаборационизм?
18:42 - 21.08.2023
Усилить флот. Какие корабли Россия может перебросить в Черное море
19:31 - 11.08.2023
Сельское хозяйство Крыма при России: без свиноводства, без молокозаводов и без будущего
19:45 - 10.08.2023
Авторитет Черноморского флота под вопросом – политики о роли оперативного объединения в войне
10:08 - 10.08.2023
Чудеса экономики по-российски: виноделие в Севастополе стало убыточным
09:42 - 28.07.2023
Камуфляж кораблей Черноморского флота России: попытка спасти их от украинских дронов?
09:34 - 27.07.2023
Вертолетная угроза исходит из Крыма, свидетельствуют спутниковые снимки
19:20 - 13.07.2023
Крымская «буханка» с электрическим мотором
12:45 - 04.07.2023
Избирательное правосудие в Крыму: чиновникам – условные сроки, проукраинским гражданам – реальные
17:27 - 28.05.2023
Деколонизация топонимии. Эксперты рассказали, каким названиям не место на карте Крыма
14:51 - 19.05.2023
Окопы на пляжах и «замки из песка» курортных проектов в Крыму
10:32 - 11.05.2023
Война и спорт – понятия несовместимые: в Севастополе остановилось строительство спорткомплекса и ледового дворца
20:15 - 03.05.2023
Цель №1: чем Украина может ударить по Керченскому мосту
21:45 - 02.05.2023
Мусорная канитель: за девять лет в Севастополе так и не начали строить мусороперерабатывающий завод
11:07 - 22.04.2023
Не суждено построить: обещанные Севастополю мегапроекты практически заморожены
16:59 - 01.04.2023
«Z-безумие и ура-патриотизм» – активисты о ситуации в крымских школах
10:10 - 30.03.2023
«Как будто мы люди второго сорта». Почему крымчан не всегда пускают в Грузию
09:53 - 22.03.2023
Военные заводы – на продажу. Какие предприятия в Феодосии пускают с молотка
19:47 - 14.03.2023
Миллиарды на долгоиграющие проекты: что российские власти хотят построить в Севастополе
10:19 - 11.03.2023
Пять стадий неправды. Как Путин рассказывал о российском захвате Крыма
10:27 - 03.03.2023
«При очередном сильном землетрясении Ялта сложится как карточный домик» – эксперты о сейсмоустойчивости крымских новостроек
18:02 - 22.02.2023
Как Севастополь остался без новых пассажирских катеров из-за «геополитической ситуации»
11:48 - 22.02.2023
Письма крымчан: Чего добился Путин в Крыму?
11:04 - 17.02.2023
Крым, война и «культурно-историческая» экспансия Кремля на Украину
10:39 - 12.02.2023
Топ-5 изобретений украинских военных в войне против РФ
19:13 - 08.02.2023
Почему не работают футбольные санкции в отношении игроков из Крыма?
18:37 - 02.02.2023
«Скрепные» квесты: как древний Херсонес стал местом культа Александра Невского

Другие статьи